В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения. Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).
Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).
Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).
Педагогическая технология является содержательным обобщением, вбирающим в себя смыслы всех определений различных авторов (источников).
Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами:
. научным: педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
. процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;
. процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных инструментальных и методологических педагогических средств.
Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения и в качестве системы способов, принципов и результатов применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.
Понятие «педагогическая технология» в образовательной практике употребляется на трех иерархически-соподчиненных уровнях:
. Обще-педагогический уровень: общепедагогическая технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе учебном заведении на определенной ступени обучения. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включаются совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.
. Частнометодический уровень: частно-предметная педагогическая технология употребляется в значении «частная методика», т.е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя (методика преподавания предметов, методика работы учителя, воспитателя).
. Локальный (модульный) уровень: локальная технология представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, формирование понятий, воспитание отдельных личностных качеств и др.
Различают еще технологически микроструктуры: приемы, звенья, элементы и др. Выстраиваясь в логическую технологическую цепочку, они образуют целостную педагогическую технологию (технологический процесс).
В литературе и практике школ термин «педагогическая технология» часто применяется как синоним понятия педагогическая система. Но понятие системы шире, чем технологии, и включает, в отличие от последней, и самих субъектов и объектов деятельности [15].
Еще статьи по географии
Северо-Западная климатическая зона
Экономическое районирование опирается на систему принципов,
которые были заложены в 1920-е годы. В процессе развития районирования принципы
постоянно уточнялись и обогащались.
В настоящее ...
Региональные особенности и рекреационные ресурсы Дальнего Востока и Сибири
Рекреационные
ресурсы - это природные и антропогенные геосистемы, тела и явления природы,
артефакты, которые обладают комфортными свойствами и потребительской стоимостью
для рекреационной д ...
Экономика Австралии
Тема
данного реферата является актуальной, потому что значение экономики для
общества велико и определяется тем, что она непрерывно обеспечивает его
предметами потребления (пищей, одеждой, ...