Процессы развития национальной культуры малочисленных народов Севера Идут с большими сбоями Наблюдается снижение уровня общего и профессионально-технического образования коренных народов. Почти 48 процентов представителей этих народов имеют только начальное и неполное среднее образование, 17 процентов не имеют даже начального образования.
Существующая сеть общеобразовательных учреждений не обеспечивает потребности коренных народов в образовании. На Севере действует около 300 национальных школ и более 200 школ смешанного типа. Издаются буквари на 17 языках, более 100 наименований учебно-методической литературы. Однако многие школы находятся в очень плохом состоянии, а некоторые десятками лет не ремонтируются, не имеют центрального отопления, канализации, спортивных и читальных залов. Правда, ведется поиск новых форм обучения. В Якутии, например, с 90-х годов введены экспериментальные программы возрождения народной педагогики в обучении и воспитании детей коренных северян. В основе лежит конкретное национальное содержание - начиная с внешнего оформления школ, обучения языку, культуре, кончая охотничьим промыслом, прикладными творческими национальными играми.
Практически во всех районах проживания этих народов сокращается количество дневных общеобразовательных школ. Школы испытывают недостаток педагогических кадров, не укомплектованы учебной и учебно-методической литературой, пособиями для внеклассного чтения, особенно на языках коренных народов, слабо оснащены современными техническими средствами обучения. Особой проблемой является обучение родному языку, который в школах изучают (в целом по регионам Севера) не более 50 процентов учащихся. Увеличилось количество школ, находящихся в аварийном состоянии и требующих капитального ремонта, не решена проблема создания малокомплектных школ. Ежегодно сокращается сеть дошкольных учреждений.
В ряде районов проживания коренных народов отсутствуют средние специальные учебные заведения с ориентацией на подготовку специалистов для традиционных отраслей хозяйствования и промыслов. Нуждается в дополнительной проработке вопрос о предоставлении этим народам возможностей для получения высшего образования.
Продолжается разрушение национальной культуры, традиций, обычаев и других важнейших составляющих культурного и духовного развития коренных народов. Уменьшается сеть культурно-просветительных учреждений, в том числе передвижных.
На Севере фактически отсутствует профессиональное национальное искусство (театры, музеи, оркестры и т.п.). Вызывает беспокойство то, что развитие искусства ведется лишь в рамках самодеятельного народного творчества, и большая проблема заключается в отсутствии достаточного числа соответствующих национальных кадров.
Около 30 процентов клубных учреждений и 20 процентов библиотек требуют капитального ремонта, а десятая их часть находится в аварийном состоянии.
Ощущается острая нехватка литературы на национальных языках. В библиотеках районов проживания малочисленных народов Севера на 1 января 2010 г. насчитывалось только 7846 экз. книг на 12 языках. В условиях рыночной экономики очень сложно решать вопросы материального обеспечения культуры. Все это может особенно отрицательно сказаться на сохранении и развитии культуры малочисленных народов Севера, если не будут приняты срочные меры.
Еще статьи по географии
География угольной промышленности России
Россия всегда считалась одной из ведущих угольных держав
мира, а отечественная угольная промышленность при всех формах государственности
неизменно оставалась в числе важнейших отраслей росси ...
Физико-географическая характеристика внутренней гряды Крымских гор в долине реки Бельбек
Величественные
и неповторимые по своему своеобразию Крымские горы, протянувшиеся с юго-запада
на северо-восток Крымского полуострова тремя параллельными грядами, делят его
площадь на две не ...
География теневой экономики в Российской Федерации
Актуальность
темы. Переход России к рыночной модели
жизнедеятельности не дал ощутимых позитивных результатов для основной части
населения России, негативно сказался на состоянии многих сфер ...