Краеведческий подход в обучении географии (организация экскурсий и экспедиций)

Краеведение, если рассматривать его с точки зрения географии, представляет собой всестороннее изучение обучающимися родного края, в том числе его природы, населения и хозяйства. Географическому краеведению уделяется огромное внимание на уроках географии в нашем лицее. Анализируя содержание современного курса школьной географии, хотелось бы отметить, что краеведение пронизывает его, начиная с пятого класса (землеведение) и заканчивая одиннадцатым классом (экономическая география регионов мира). И в этом смысле можно говорить уже о географическом подходе (принципе) в обучении географии. Осуществление этого подхода включает не только комплексное ознакомление со своим городом и регионом в целом, но и постоянное использование полученных краеведческих знаний на уроках, а также установление ассоциативных связей краеведческих знаний с изучаемым материалом. В данном случае ясно видны общедидактические научные принципы доступности и наглядности обучения – от известного к неизвестному, от близкого к далекому. Очень важно еще и то, что многие общегеографические понятия могут быть сформированы самими обучающимися на основе собственных наблюдений за объектами и явлениями в окрестностях лицея, в пределах города, на территории Ростовской области.

Обучающиеся лицея изучают краеведение с помощью различных форм, среди которых есть и очень интересные, пользующиеся популярностью среди учеников. Частыми гостями на уроках географии бывают ученые ЮФУ – популяризаторы краеведения, авторы многих пособий по географии Ростовской области, среди них Зоя Михайловна Тимофеева, Виктор Николаевич Алексенко. Но хотелось бы выделить также и внеклассные учебные экскурсии, научно-исследовательские экспедиции. Во время их проведения, а также подготовки к ним, у обучающихся формируются эти самые краеведческие знания и умения.

За годы работы в лицее сложилась целая система из различных учебных экскурсий, тесно связанная с содержанием программы школьной географии. Начиная с пятого класса, рассматривая каждый раздел курса, можно организовывать и проводить экскурсии в природу. Например, в близкорасположенные к лицею зоопарк и ботанический сад ЮФУ при изучении животного и растительного мира (биосферы). Или в богатый своими интересными образцами минералов и горных пород минералогический музей геолого-географического факультета ЮФУ при изучении литосферы. Не менее интересна и познавательна экскурсия на метеорологическую станцию и гидрологический пост при изучении атмосферы и гидросферы. И таких примеров экскурсий можно приводить огромное множество. В старших классах при изучении экономической географии часто проводятся экскурсии на различные предприятия города и области. Среди которых есть и промышленные («Водоканал», «Аква-Дон», «Аксинья», «Глория Джинс» и др.), и сельскохозяйственные (страусинная ферма), и транспортные. Посещение обучающимися предприятий повышает их понимание отраслевой структуры региона, специализации хозяйства Ростовской области.

Кроме того, есть практический опыт в организации и проведении летних комплексных научно-исследовательских экспедиций геоэкологической направленности как в различных районах Ростовской области (Миллеровском, Шолоховском, Егорлыкском), так и за ее пределами (Павловский и Апшеронские районы Краснодарского края, Республика Адыгея, Белгородская область). Хотелось бы коротко остановиться на некоторых из них.

Первый опыт проведения школьных экспедиций появился летом 2002 года, когда несколько ребят (Задорожний В., Осыченко Е., Лянзберг А., Скрипченко В., Соколов М., Кемулария Ш., Молчанов А., Сергеев С.) из 7-9 классов смогли принять участие в работе геологической секции школьной экспедиции на севере Ростовской области, организованной Областным экологическим центром учащихся.

Перейти на страницу: 1 2 3

Еще статьи по географии

Применение математических методов в географических исследованиях
Отношение к математическим методам в географии неоднозначно у различных исследователей. Оно колеблется от восхищенно-восторженного до непроглядно-пессимистического. Первые опыты применения м ...

Влияние нефтегазовой промышленности на экономику мира
Цель курсовой работы в выявлении особенностей формирования мировой экономики и развитие стран под влиянием нефтегазовой промышленности. Для достижения поставленной цели сформировались такие ...

Экспериментальное определение географической долготы местности
Цель работы: Нахождение географической долготы λ. Практическое определение места нахождения наблюдателя Материалы и приборы: Теодолит, выверенные часы, астрономический календарь ...