Место России на мировом рынке и география ее внешней торговли

Таким образом, современная торговая политика России, поддерживающая экспортную ориентацию экономики, приводит к тому, что характер участия России в международном торговом обмене порождает в отечественном народном хозяйстве процессы, дальнейшее развитие которых может подорвать возможности экономического роста в будущем, а также препятствует переходу страны к устойчивому развитию. Растущие поставки на внешний рынок главным образом базовых товаров - энергоресурсов, металлов, удобрений, леса - и увеличивающийся импорт готовой промышленной продукции провоцируют "утяжеление" структуры промышленного производства. В ней все большее место занимают добывающие отрасли и отрасли первичной переработки сырья, и все меньшее - машиностроение и отрасли, выпускающие потребительские товары. За годы рыночных преобразований в России доля топливной, металлургической, химической и лесоперерабатывающей промышленности в общем объеме промышленного производства выросла с примерно 35% до почти 50%, доля машиностроения упала с 24 до 22%, а доля легкой и пищевой промышленности - с 20 до 17%.

Внешняя торговля услугами в России начала бурно развиваться в начале 1990-х годов. Кризис в своем развитии эта сфера пережила в 1998-1999 гг., когда ощутимо сократились масштабы как экспорта, так и импорта услуг в связи с финансовым кризисом и изменением курса рубля и платежеспособности населения. Однако с 2000 года рост возобновился и по данным за 2010 год стоимостной объем российского экпорта услуг за рубеж составляет около 40 млн долларов, а объем импорта - около 60 млн долларов.

В структуре российской внешней торговли услугами таких кардинальных изменений за прошедшие несколько последних лет не произошло: по-прежнему преобладают транспортные услуги (авиа-, железнодорожные и автомобильные перевозки) - их доля составляет около трети от всего экспорта услуг. Велика и доля туристических поездок и деловых услуг: около 25% и 23% соответственно. Значительно выросла лишь доля строительных услуг, что связано со строительным и инвестиционным бумом последних лет: от уровня менее 2% в 2000 году доля этого сектора теперь достигла 10%.

Импортируются гражданами, предприятиями и государственными органами Российской Федерации преимущественно туристические услуги (в основном это деловые поездки и отдых за границей): правда, доля этого сектора постепенно сокращается - если в 2000 году она составляла более половины, то по итогам 2006 года - около 40%. Заметны в структуре российского импорта услуг также транспортные (15%) и прочие деловые услуги (около 20%) - доля этих секторов относительно стабильна. Доля импортных строительных услуг (как и экспортных) заметно возросла, увеличившись с 2.5% до более чем 10%.

Если в отношении внешней торговли товарами во времена СССР пусть и существенно урезанная, но все же существовала какая-то торговая политика, то в сфере услуг дело обстояло иначе: сама эта сфера в ее внешнеторговом компоненте начала активно развиваться в России не так уж давно, поэтому и становление торговой политики по услугам пришлось как раз на конец XX века. Раньше она ограничивалась, пожалуй, лишь ограничениями на перемещение физических лиц и условиями транспортировки пассажиров и грузов, а также в небольшой мере услугами связи и строительными услугами (последние предоставлялись прежде всего в рамках сотрудничества со странами СЭВ и поддержки стран Африки и т.п. в виде строительства различных инфраструктурных и промышленных объектов).

Возможно, именно из-за своей "молодости" современная торговая политика Российской Федерации в сфере услуг до сих пор носит преимущественно регулятивный характер: она мало нацелена на совершенствование конкуренции на рынке услуг и конкурентоспособности российских поставщиков.

И именно в этой сфере коренным переворотом во внешнеторговой политике станет - как только оно произойдет - присоединение России ко Всемирной торговой организации. Во многом нормы ВТО полностью изменят подход к регулированию внешней торговли услугами, поскольку они оперируют в первую очередь способами оказания услуг между странами, а не видами самих этих услуг.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Еще статьи по географии

Экономика Австралии
Тема данного реферата является актуальной, потому что значение экономики для общества велико и определяется тем, что она непрерывно обеспечивает его предметами потребления (пищей, одеждой, ...

Характеристика Москвы
На протяжении сотен лет Москва выполняет роль центра и столицы русской национальной культуры. Здесь сосредоточены ценнейшие памятники истории и архитектуры мирового значения: Кремль, Новодев ...

Население как подсистема города понятие, характеристика
Первые года на нашей планете были, конечно, не похожи на современные. Потребовались тысячелетия исторического развития, чтобы к XIX веку стали складываться контуры современной сети больших г ...