Экономико-географическое положение Волгоградской области

Автомобильный транспорт

По территории Волгоградской области проходят:

· федеральная автомагистраль E 119-М6 «Москва-Астрахань»;

· автомагистраль E 40-М21 «Волгоград-Кишинёв»;

· трасса Р228 «Сызрань-Саратов-Волгоград».

Железнодорожный транспорт

Через Волгоградскую область проходят железные дороги, относящиеся к Приволжской железной дороге - одному из филиалов ОАО «РЖД». На территории области расположено Волгоградское отделение Приволжской железной дороги - одно из трёх отделений Приволжской железной дороги. Всего на территории области находятся 75 станций.

Волгоград - важный железнодорожный узел - от него отходят железнодорожные магистрали на Ростов-на-Дону (Волгоград - Морозовская - Лихая), Краснодар (Волгоград - Котельниково - Куберле - Тихорецкая), Астрахань (Волгоград - Ахтуба - Верхний Баскунчак), Москву (Волгоград - Поворино - Оборона - Грязи-Волгоградские) и рокадная железная дорога (Волгоград - Иловля - Петров Вал - Саратов - Сызрань - Ульяновск - Свияжск). Кроме того, от станции Петров Вал отходит крупная ветка на Балашов - Тамбов - Мичуринск.

Также, в Волгограде функционирует Малая Приволжская железная дорога.

Речной транспорт

Основные водные артерии области - реки Волга и Дон. Портовыми городами являются: Волгоград, Калач-на-Дону, Камышин, Волжский.

Вывод по главе

Таким образом, можно сделать вывод, что Волгоградская область занимает отчасти окраинное положение в стране (макроположение), т. к. с востока широким фронтом открывается к суверенному государству Казахстан (хотя и дружественному России), граница проходит субмеридионально (470 в. д.) с Западно-Казахстанской областью (административный центр город Атырау).

С точки зрения соседского положения (микроположение), важно определить соседей 1-го и 2-го порядков в региональном разрезе, отсюда вытекают выгоды соседского положения, обеспечивающие прямую и налаженную связь как с Западом (через Украину), так и с Центром (через Центрально-Чернозёмный район), и даже со Средней Азией и Сибирью (через Оренбургскую область и Казахстан). Кроме того, выгодно и положение региона на крупной водной магистрали - р. Волге, обеспечивающей связь как с районами России и другими государствами в Каспийском бассейне, так и с Центром, Уралом и Северо-Западом.

При этом отмечается не очень выгодное положение области по отношению к главным экономическим центрам страны (мезоположение) - область удалённость от Москвы и, тем более, от Санкт-Петербурга. Но при этом важна относительная близость по отношению к экономическим центрам «второго» порядка - Нижнему Новгороду, Самаре, Ростову-на-Дону.

С точки зрения транспортно-географического положения оно является относительно выгодным за счёт Волги в первую очередь и Волго-Донского судоходного канала им. В. И. Ленина, обеспечивающих выход в Чёрное, Азовское, Каспийское, Белое, Балтийское моря.

Перейти на страницу: 1 2 3 

Еще статьи по географии

Ландшафты полигонально-валиковой южной субарктической тундры долины реки Анабар (опыт применения ГИС технологий и модели организации информации)
В соответствии с региональной (или индивидуальной) трактовкой ландшафт понимается как конкретный индивидуальный природно-территориальный комплекс, как неповторимый комплекс, имеющий географи ...

Характеристика ландшафтов Кореличского района
Новогрудский район образован 15 января 1940 года и входил в состав Барановичской области, хозяйственным центром района является город Новогрудок. 15 января 1963 года город передан в ведение ...

Дальний Восток и его значение в хозяйстве страны
Дальний Восток - уникальный регион. Уникален он, прежде всего, по своим природным ресурсам, огромной территории, климатом и географическим положением. Огромные размеры района, его протяж ...