Методические указания к разработке уроков по теме «Андские страны»

По рабочей программе классической линии, под редакцией И.В. Душиной, в 7 классе, в курсе «Материки и океаны», на тему Южная Америка выделяется 6 часов. Тема «Андские страны» рассматривается на уроке «Страны Южной Америки», как характеристика субрегиона. По программе (линия О.А. Климанова, А.И. Алексеева, издательство «Дрофа») выделяется 1 час на изучение темы «Хребты и нагорья Анд: от Венесуэлы до Чили». [12]

В 10 классе, в курсе «Экономическая и социальная география мира», по программе классической линии на тему «Латинская Америка» выделяется 4 часа.[16] Рассматривается социально-экономическая характеристика Латинской Америки и характеристика одной из стран подробно. Целесообразно в целях обобщения знаний о странах Южной Америки изучить экономико-географическую характеристику Андских стран подробно.

«В тематическом планировании по географии» [25] тип урока по изучению одного региона или страны Латинской Америки рекомендуется как «изучение нового». Поскольку ученики основные знания по данной теме получили в 7 классе, а в 10 классе закрепляют и дополняют свои знания по экономической и социальной географии, то лучше провести практическую работу или урок, с использованием проблемных заданий.

Практическое занятие обеспечивает самостоятельную деятельность учеников: поиск информации, работа с различными учебными пособиями, включая дополнительную литературу. Ученики самостоятельно сравнивают, анализируют, делают выводы. Ниже предлагаются примеры возможных заданий:

. Определите главные территориальные сочетания полезных ископаемых Андских стран. Используя карту минеральных ресурсов мира и экономическую карту Латинской Америки в атласе, нанести на контурную карту полезные ископаемые и сельскохозяйственную продукцию характерную для данных стран. Какие предпосылки создают полезные ископаемые для развития промышленности?

. Используя текст учебника, дополнительные источники информации, а так же карты атласа, дайте краткую сравнительную характеристику Андских стран. Для этого заполните таблицу «Сравнительная экономико-географическая характеристика Андских стран». [П. 9]

. По картам народов мира и религий в атласе конкретизируйте основные черты распределения народов Андских стран по языковым семьям и группам, религиям.

При проведении урока устный материал, в том числе и фактический, следует группировать вокруг решения проблемы.

Ниже предлагаются примеры возможных проблемных вопросов:

Какие факторы способствовали быстрому росту экономического потенциала Андских стран после образования независимых государств (политические, хозяйственные, культурные и др.)?

Почему после получения независимости Андские страны все равно находятся под влиянием иностранного капитала?

Андские страны получили независимость, активно развиваются отрасли промышленности и сельского хозяйства, внешняя торговля, но в странах наблюдается политическая и экономическая нестабильность. Почему?

Класс делится на три группы. Каждой группе дается вопрос для разбора? Время на подготовку 15 минут. Затем каждая группа выступает, весь класс обсуждает и записывает вывод по каждому вопросу. В качестве домашнего задания можно предложить географический диктант по контурной карте, характеризующей основные отрасли экономики одной из Андских стран.

Таким образом, лучший способ изучения географического материала - синтез - выборка наиболее важных элементов, признаков. Проблемный подход дает возможность по-новому структурировать традиционные учебные темы, обеспечивая комфортность обучения для ученика.

Еще статьи по географии

Современное состояние машиностроения Сибири
Актуальность темы. В число основных приоритетов экономической политики России, заявленных на самом высоком политическом уровне, входит переход от преимущественно «сырьевой» модели экономики ...

Ландшафты полигонально-валиковой южной субарктической тундры долины реки Анабар (опыт применения ГИС технологий и модели организации информации)
В соответствии с региональной (или индивидуальной) трактовкой ландшафт понимается как конкретный индивидуальный природно-территориальный комплекс, как неповторимый комплекс, имеющий географи ...

Экономико-географическая характеристика Забайкальского края
Забайкальский край - административно-территориальная единица Российской Федерации. Забайкальский край - субъект Российской Федерации, который входит в состав Сибирского федерального округа. ...