Общие особенности машиностроительного производства

Машиностроение отличается от других отраслей промышленности целым рядом особенностей, которые влияют на его функционирование и размещение.

Во-первых, в эпоху научно-технической революции развитие машиностроения немыслимо без широкого внедрения научных разработок. Поэтому производства продукции наукоемких отраслей все более ориентируется на районы, обладающие высокоразвитой научной базой.

Во-вторых, выпуск машиностроительной продукции требует гораздо больших затрат рабочего времени, чем в других отраслях, поэтому высока трудоемкость отрасли.

В третьих, достаточно высока металлоемкость отрасли, поэтому предприятия машиностроения, часто ориентируются на ее центры.

В четвертых, для машиностроения характерно: многономенклатурностью, многодетальность продукции, длительность цикла подготовки к выпуску новой продукции и длительность цикла изготовления.

Основным конструкционным материалом в машиностроение является черный металл и, следовательно, главный сырьевой поставщик - черная металлургия. В то же время, в современном машиностроении черные металлы все в большей степени заменяются цветными, прежде всего - легкими (алюминий), а также - композитами и пластмассой.

Однако в машиностроение, которое является наиболее сложной отраслью, определяющей уровень развития НТП, все не так однозначно, как в других отраслях промышленности. Здесь основную роль играют трудоемкие, наукоемкие, нематериалоемкие производства (за исключением ряда подотраслей тяжелого машиностроения, производства металлических изделий и конструкций, заготовок и др.). Поэтому, прежде всего, следует говорить об основном ресурсе - достаточно большом количестве высококвалифицированной рабочей силы. Большое значение имеют и потребители, которыми являются не только население, но и другие предприятия и даже отрасли.

Машиностроение - особый межотраслевой комплекс с уникальными стадиями технологического процесса. Весь процесс производства машин и механизмов можно условно разделить на три стадии.

1. На первой - делают заготовки будущих деталей из самых разнообразных материалов: чугуна, стали, цветных металлов, пластмасс, стекла, резины и др.

2. На второй - обрабатывают заготовки; в результате получаются детали для сборки машин и механизмов. Для этого применяют токарные, сверлильные, фрезерные, строгальные, долбёжные, шлифовальные станки.

. На третьей, завершающей стадии производства готовые детали поступают на сборку. Существует два вида сборки - конвейерная и стендовая.

Если в машиностроении производят массовую, стандартную и относительно лёгкую продукцию (автомобили, телевизоры, часы), то её собирают на движущемся конвейере. Сложную в изготовлении или тяжёлую (атомный реактор, морское судно) - собирают на стенде (станке), куда по мере необходимости подвозят детали и узлы.

Готовую продукцию испытывают, и только после этого её, продают заказчику. Многие виды уникальны и настолько сложны в изготовлении, что завод берёт на себя обязательство обслуживать эту машину до момента полного износа и поставлять для ремонта все необходимые запчасти.

Еще статьи по географии

Перепись населения (на примере Красноярского края)
Для развития национальной экономики в целом и для развития ее основных отраслей необходима статистическая информация о населении. Как статистическая категория население представляет собой со ...

Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья
Дальний Восток - крупнейший экономический район страны по территории - 6.2 млн. кв. км (36.4% территории Российской Федерации). Численность населения - 8.032 млн. человек(5.4% населения Рос ...

Экономика Венгрии и ее социальное развитие
Венгрия - среднеразвитая индустриально-аграрная страна, столицей которой является Будапешт. Она принимает активное участие в международной торговле. Эта страна имеет достаточно развитую инф ...