Среди всех отраслей промышленности машиностроение занимает первое место по доле в валовой продукции и промышленно-производственном персонале, второе место (после топливно-энергетического комплекса) по доле в промышленно-производственных фондах, а также в структуре экспорта.
Машиностроение создает машины и оборудование, применяемые повсеместно: в промышленности, сельском хозяйстве, в быту, на транспорте. Следовательно, научно-технический прогресс во всех отраслях народного хозяйства материализуется через продукцию машиностроения. Таким образом, машиностроение представляет собой катализатор научно-технического прогресса, на основе которого осуществляется техническое перевооружение всех отраслей народного хозяйства.
Машиностроительный комплекс относится к сложным, многоотраслевым комплексам, включающим компоненты, представленные на рисунке 1.
Рис. 1. Компоненты машиностроительного комплекса [2]
Машиностроение - ведущая отрасль промышленности. Машиностроение занимается производством машин и оборудования, различного рода механизмов для материального производства, науки, культуры, сферы услуг, а также производит предметы потребления, в основном длительного пользования. Следовательно, продукция машиностроения потребляется всеми без исключения отраслями народного хозяйства.
Металлообработка занимается производством металлических изделий, ремонтом машин и оборудования.
Малая металлургия представлена литьем узлов, деталей, заготовок для производства машин, металлургическим производством для машиностроительных заводов.
Машиностроительный комплекс делится на четыре группы:
- тяжелое машиностроение - эта группа отраслей машиностроения отличается большим потреблением металла, относительно малой трудоемкостью и использованием энергии. Тяжелое машиностроение включает производство металлургического, горнорудного, подъёмно-транспортного оборудования, энергоблоков, других крупногабаритных, металлоёмких изделий.
- общее машиностроение - характеризуется средними нормами потребления металла, энергии, не высокой трудоемкостью. Общее машиностроение включает транспортное машиностроение (без автостроения), производство технологического оборудования для промышленности (без лёгкой и пищевой) и строительства, сельскохозяйственное машиностроение (без тракторостроения).
- среднее машиностроение - отличается малой металлоемкостью, но повышенной энергоемкостью и трудоемкостью. Среднее машиностроение включает производство автомашин, тракторов, станков, машин и оборудования средних габаритов для промышленности, сельского хозяйства, транспорта и строительства.
- приборостроение - характеризуется наименьшей металлоемкостью, наибольшей трудоемкостью, потребностью в высококвалифицированных кадрах. Приборостроение - группа отраслей по производству точных машин, механизмов, приборов и инструментов.
Машиностроительный комплекс - важнейший комплекс, играющий огромную роль в воспроизводственном процессе, взаимосвязанный со многими отраслями хозяйства страны, имеющий свою структуру, специализацию внутри её и отличительные особенности. Развитие и размещение отраслей машиностроительного комплекса базируется на тех же принципах, что и всех отраслей единого народнохозяйственного комплекса.
Факторы, определяющие развитие и размещение машиностроительного комплекса:
- природные условия, география природных и сырьевых ресурсов;
- объемы капитальных вложений, источники финансирования;
- специализация и уровень развития хозяйств экономических районов;
- базовый уровень развития науки и техники;
- пути сообщения и транспортная сеть;
- трудовые ресурсы, их состав, уровень квалификации;
- формы организации производства;
- масштабы, структура и география потребления продукции;
- транспортабельность сырья и готовой продукции;
- экологическая обстановка в регионе. [2]
Машиностроение отличается от других отраслей промышленности целым рядом особенностей, которые влияют на его географию. Важнейшими является наличие общественной потребности в продукции, квалифицированных трудовых ресурсов, собственного производства или возможности поставки конструкционных материалов и электроэнергии. И хотя в целом машиностроение принадлежит к отраслям «свободного размещения», так как оно в меньшей степени испытывает влияние таких факторов, как природная среда, наличие полезных ископаемых, воды и т.д. В тоже время на размещение предприятий машиностроения сильное влияние оказывает ряд факторов таких как:
Перейти на страницу:
1 2 3 4
Еще статьи по географии
Рекреационный потенциал Восточного Приазовья и его использование
Приазовье
- это территория прилегающая к Азовскому морю. Восточное (Кубанское) Приазовье
- это одна из наиболее своеобразных частей не только Краснодарского края, но и
всего Юга России, как ...
Картографические методы оценки экологического состояния территории
Загрязнение
биосферы, исчерпание природных ресурсов, разрушение экосистем, потеря природной
способности самовосстановления - все это сложные и опасные процессы, развитие
которых вызвано и с ...
Экономико-географическая характеристика Андских стран (на примере Венесуэлы, Колумбии, Эквадора)
Анды
- самая длинная (9000 км) и одна из самых высоких (гора Аконкагуа 6 962 м)
горных систем Земли, окаймляющая с севера и запада всю Южную Америку; южная
часть Кордильер. Местами Анды дос ...