Проблемы и перспективы развития угольной промышленности РФ

Географическая структура отрасли

“ В угольной промышленности России на середину 2010 года <http://miningwiki.ru/wiki/2010_%D0%B3%D0%BE%D0%B4> действуют 228 угледобывающих предприятий (91 шахта и 137 разрезов) и их доля составляет 10-57 % . Практически вся добыча угля обеспечивается частными предприятиями. Переработка угля осуществляется на 49 обогатительных фабриках и двух установках механизированной породовыборки. Добыча угля ведется в 25 субъектах Российской Федерации, 16 угольных бассейнах и в 85 муниципальных образованиях России, из которых 58 являются углепромышленными территориями на базе градообразующих угольных предприятий. В 2011 году ими добыто более 336 млн т угля, это наивысший показатель добычи угля в постсоветской России (1992 г. - 335,8 млн т).”

Крупнейшими потребителями каменного угля в России являются тепловые электростанции (52%); за ними следуют частные хозяйства, теплоцентрали, промышленность (27%), обогатительные комбинаты по производству кокса (15%), а также промышленные предприятия электроэнергетики (6%).

Перспективы развития угольной отрасли в России связаны с интеграцией угольного производства и энергетики, что позволит создать на базе шахт современные энергетические объекты. Развитие должно происходить по пути переоборудования имеющихся шахт электроэнергетическими генераторами для выработки энергии. Также возможно переоснащение перерабатывающего производства для изготовления синтетического моторного топлива. Крупнейшим угледобывающим бассейном выступает Кузнецкий. Наиболее перспективными по запасам и качеству угля, состоянию инфраструктуры и горнотехническим возможностям являются, помимо предприятий Кузбасса, также разрезы Канско-Ачинского бассейна, Восточной Сибири и Дальнего Востока, дальнейшее развитие которых позволит обеспечить основной прирост добычи угля в отрасли. В структуре добычи угля в России явно преобладают каменные угли (4/5 всей добычи), запасы которых господствуют в стране, а по добыче выделяются Кузнецкий, Печорский, Южно-Якутский бассейны и Восточный Донбасс. Первые три сосредоточивают почти всю добычу российского коксующегося угля. Около половины углей добывается карьерным способом (Кузнецкий, Канско-Ачинский, Южно-Якутский, Иркутский бассейны; Кумертау, Копейск на Урале и др.). Открытая добыча угля все время растет.

Роль того или иного угольного бассейна в территориальном разделении труда зависит от количества и качества ресурсов, степени их подготовленности для промышленной эксплуатации, размеров добычи, особенностей транспортно-географического положения и др. По совокупности этих условий выделяются основные межрайонные угольные базы - Донецкий, Кузнецкий, Карагандинский и Печорский бассейны. В то же время перспективными основными угольными базами становятся Канско-Ачинский и Экибастузский бассейны. “Почти 50% балансовых запасов шахт России являются некондиционными по качеству угля, мощности, условиям залегания, газо - и выбросоопасности пластов (Подмосковный, Кизеловский и Восточно-Донецкий бассейны, Сахалин, ряд районов Кузбасса). Только 43.5% промышленных запасов углей в России соответствуют мировым стандартам.” Территориальное размещение угольных предприятий жестко обусловлено местоположением запасов. К счастью, Россия обладает избыточным количеством угольных запасов, и есть возможность выбора. Однако решения по размещению новых угольных предприятий зависят от величины затрат на транспортировку продукции до потребителей, а железнодорожные тарифы изменяются МПС непредсказуемым образом. Запасы угля, пригодные для добычи, удалены от основных потребителей как внутри России, так и за рубежом. Наиболее рентабельные месторождения (Кузнецкое и Канско-Ачинское) находятся на расстоянии более 3 тыс. км от ближайших портов.”В порту Усть-Луга в Финском заливе строится угольный терминал для экспорта 8 млн. т обогащенного коксующегося угля, в основном воркутинского и кузбасского. Перевозки угля по железной дороге становятся все дороже. Так, затраты на перевозку 1 т кузбасского угля в Москву составляют 178 тыс. руб., при цене 1 т этого угля 98 тыс. руб. за т.” Цены на уголь не восполняют затрат угледобывающих предприятий. По ряду оценок быстрый рост издержек, связанный с оплатой услуг железнодорожного транспорта, существенно снижает конкурентоспособность наших углей по отношению к углю добываемому в Польше, США, Австралии. Но, очевидно, что в случае возникновения существенной угрозы реализации угля отечественного производства правительством России будут приняты меры по защите внутреннего рынка. В настоящее время через введение налога на добавленную стоимость и постоянно повышающиеся импортные пошлины защищаются российские производители. В случае с поставками импортного угля легко можно «отрегулировать» железнодорожный тариф. Отечественные производители с трудом вписываются в мировые стандарты качества угля. Рынки давно заняты морскими поставками высокоэффективных углей из США, Австралии и ЮАР. В этих условиях российские предприятия могли бы стать конкурентоспособными лишь при крайне низких уровнях зарплаты и транспортных тарифов, "бесплатной" экологии. Наиболее реалистичной и работоспособной выглядит стратегия расширенного выхода на мировые рынки путем создания совместных горных предприятий, концернов, консорциумов и т.п., решающих вопросы инвестиционного обеспечения, новых технологий и качества угля. ”

Перейти на страницу: 1 2 

Еще статьи по географии

Климат полуострова Индостан
Климатология рассматривает вопросы происхождения, структуры и динамики климатических явлений, законы их развития и преобразование в результате хозяйственной деятельности человеческого общес ...

Природа островов Океании
Тема моей курсовой работы - Природа островов Океании. Это очень интересная тема, потому что природа на островах и на материках сильно различается вследствие изоляции островов. Остров - уч ...

Источники по истории Первой Камчатской экспедиции
Первая Камчатская экспедиция 1725-1730 гг. занимает в истории науки особое место. Она была первой в истории России крупной морской научной экспедицией, предпринятой по решению правительства. ...