«Арктика» на Северном полюсе

Попытки прийти на судах через Полярный бассейн предпринимались с 60-х годов XVIII века. Однако заканчивались они неудачей: преодолеть многолетние мощные ледяные поля не смогли на парусные корабли и пароходы, ни дизельные электроходы. Лишь с появлением атомных ледоколов проблема покорения Центральной Арктики стала реальной. Впрочем, располагать такими гигантами ещё не значит справиться со всеми трудностями и сюрпризами высоких широт. Необходимы достоверные данные о природных условиях этой огромной акватории.

В 1976 году сотрудники Института Арктики и Антарктики, подняли вопрос об организации высокоширотной экспедиции через Полярный бассейн к Северному полюсу на атомном ледоколе. 9 августа 1977 года атомный ледокол «Арктика» отправился в плавание из Мурманска. Обогнув северную оконечность Новой Земли, он двинулся на юго-восток через перемычки дрейфующего разреженного льда, прошёл проливом между островами Арктического Института и островом Свердруп. Далее корабль следовал обычной трассой на восток-северо-восток. 13 августа проник в море Лаптевых через пролив Вилькицкого и за 120о в. д. повернул на северо-северо-восток. Утром 14 августа «Арктика» подошла к границе сплошных льдов и взяла курс прямо на север. На следующий день атомоход начал активное плавание во льдах Арктического бассейна, куда надводные корабли попадали только дрейфуя. Скорость снизилась до 18,5 км/час и по мере увеличения многолетних льдов, формирующихся к северу от побережья Сибири - продолжала падать. Поля с торосами «Арктика» форсировала напролом, продавливая своей массой зеленоватый лёд. На 88-й параллели состоялась первая встреча с очень мощным голубоватым льдом, образующимся у побережья Аляски и Канадского Арктического архипелага, и движение судна резко замедлилось, хотя с помощью вертолёта выбирался наиболее удобный путь по стыкам полей и их обломкам. Утром 17 августа впервые в истории мореплавания надводный корабль, преодолев за трое суток более 1100 км, вышел к полюсу планеты. На полюсе, вклинившись в большой многолетний массив, «Арктика» простояла около 15 часов.

Обратный путь по 45о в. д. был значительно труднее. Уже на следующий день ледокол форсировал огромное монолитное ледяное поле. К вечеру судно наткнулось на ледяной остров. Для преодоления сопротивления арктического «скитальца» ушло семь часов. Затем «Арктика» одержала победу над грядами торосов и утром 19 августа пересекла 88ос.ш. Далее к югу количество тяжёлых льдов стало постепенно уменьшаться - соответственно возросла скорость. За 85ос.ш. ледокол вступил в район битого льда, заполняющего промежутки между ледяными полями. Утром 21 августа, у 79о 48/ с. ш. «Арктика» вышла на чистую воду и взяла курс на Мурманск, прибыв туда вечером следующего дня. На весь путь длиной около 7100 км она затратила 13 суток, около трети этого расстояния пройдя в сплошных льдах.

Плавание атомохода позволило впервые получить достоверные данные о льдах по всему маршруту в высоких широтах и открыло новые перспективы в освоении Арктики.

Перейти на страницу: 1 2 3

Еще статьи по географии

Ладожское озеро общая характеристика, экологическое состояние
Общая площадь Ладожского озера - 18 135 квадратных километров, 457 из них приходится на долю островов. Только островов, превышающих по площади 1 гектар, насчитывается свыше 650, из них окол ...

Применение математических методов в географических исследованиях
Отношение к математическим методам в географии неоднозначно у различных исследователей. Оно колеблется от восхищенно-восторженного до непроглядно-пессимистического. Первые опыты применения м ...

Экономико-географическое положение города Красноярска
Красноярск - город, крупнейший экономический и культурный центр Центральной и Восточной Сибири, административный центр Красноярского края (второго по площади субъекта России). Крупный транс ...