Теория экономического ландшафта А. Лёша

Тематика пространственного моделирования систем городов получила дальнейшее развитие в работах А. Лёша. Его модель, опубликованная в конце 30-х годов, основана на достаточно сложной системе уравнений пространственного равновесия, описывающих пространственную локализацию функций городов. Лёш дает экономическое объяснение строению территориальных зон различного уровня, опираясь на общую схему пространственного взаимодействия. Теория Лёша объясняет экономическую концентрацию в городе присутствием в нем функций промышленного производства, что объясняется общим эффектом экономии агломерации и минимизацией суммарных транспортных издержек. Экономическое пространство в его модели имеет двойственную структуру: в городах размещены промышленные предприятия и рынки товаров, на других территориях - производство и рынки сельскохозяйственной продукции, распределенные в пространстве равномерным образом.

В том, что касается сельскохозяйственной локализации, Лёш обобщает подход фон Тюнена, для промышленности он рассматривает обратное направление товарных потоков [3, с. 157]. Лёш допускает возможность колебания цен, замену одних факторов производства другими, изменение объема спроса при колебаниях цен, что связывает его пространственный экономический анализ с проблематикой классической экономической теории, в русле которой он сталкивается с проблемой взаимоопределения объемов спроса, уровней цен и пространственного размещения производства.

В результате он приходит к модели общего пространственного равновесия, т. е. общего равновесия, с учетом пространственного аспекта, опирающегося на принципы достижения максимальных преимуществ отдельными предприятиями. При изучении реальных городов Лёш признает неоднородность экономического пространства (месторождения, узлы коммуникаций). Развитие системы городов, с одной стороны, определяется подобными особенностями территории, а с другой - преимуществами, порожденными концентрацией видов деятельности (однотипных или разнородных), которые обеспечиваются внешней экономией агломерации. При включении в модель m продуктов, п возможных локализаций и N рыночных зон, мы получаем общую систему из 4n+m+N уравнений с тем же количеством неизвестных, которая удовлетворяет следующим условиям:

) наличие конкуренции между производителями;

) использование ими всего пространства;

) тенденция к выравниванию цен типа FOB (free on board price, цена франко-борт) и средних издержек производства (что приводит к отсутствию прибыли в долгосрочном периоде);

) тенденция к максимизации числа предприятий в рыночных зонах, приводящая к достаточно малому количеству таких зон;

) поведение потребителей по отношению к двум (или более) производителям на границах рыночных зон характеризуется состоянием безразличия при выборе продавца.

Дальнейшее развитие модели позволило включить в общую схему межрегиональную и международную торговлю. Уравнения этой модели оказались слишком сложными, здесь не удается описать решение в простой аналитической форме, что резко затрудняет дальнейшее теоретическое использование этой конструкции. Последующие исследования в этом направлении в 50-60-е годы были осуществлены в рамках современной американской школы пространственного экономического анализа У. Изардом и его учениками.

Перейти на страницу: 1 2 3

Еще статьи по географии

География Китая
Государственный строй каждой страны характеризуется формой правления и государственно-территориального устройства. Запасы полезных ископаемых (минеральные ресурсы) - количество минерального ...

Расы и народы Африки
Африка - второй по величине материк земного шара. Площадь ее - 29,8 тыс. кв. км. Африканский материк омывают воды Атлантического и Индийского океанов и Средиземного моря; сухопутных гран ...

Перепись населения (на примере Красноярского края)
Для развития национальной экономики в целом и для развития ее основных отраслей необходима статистическая информация о населении. Как статистическая категория население представляет собой со ...