Экологические проблемы и экологическая политика Японии

Природоохранная политика Японии по своей сути напоминает, политику западноевропейских стран. Среди эффективных черт японской природоохранной политики следует назвать:

• инициативы местных органов власти в сфере охраны окружающей

среды, активно поддерживаемые населением;

• разработку и широкое применение новых, экологически чистых

технологий благодаря привлечению частного бизнеса;

• четко функционирующую государственную систему экологического регулирования, сформированную под воздействием общественного экологического движения 60-70-х годов (движение экологического протеста

было связано с заболеваниями, вызванными загрязнением окружающей среды: «болезнью Минамата» (отравление метаном и ртутью), болезнью «итай-итай» (отравление кадмием), астмой Ехати (астма вследствие загрязнения воздуха, вызванного деятельностью нефтехимического комбината)).

Последний фактор стимулировал возникновение природоохранного законодательства Японии. Начиная с конца 60-х годов была принята целая серия нормативных актов, среди которых Закон об охране окружающей среды, Основной закон о контроле за загрязнением, закон об охране воздушного бассейна, закон об охране водных ресурсов и др. В 1971 году в Японии было создано Управление по охране окружающей среды, призванное обеспечить координацию деятельности различных министерств в экологической сфере, однако на практике его функции достаточно скромные.

Префектуры Японии имеют свои законы по охране окружающей среды и собственные экологические программы. Заслугой местных органов самоуправления в решении экологических проблем стало заключение добровольных соглашений с компаниями о контроле за загрязнением. В Японии, как и в большинстве стран Запада, в контроле за состоянием окружающей среды активно задействованы (наряду с центральными и местными органами власти) многочисленные подразделения, созданные в промышленных компаниях.

В Японии имеются стандарты, которые трудно встретить за ее пределами. Стандарт озеленения определяет количество зеленых насаждений на осваиваемой территории. Существует шкала индексов озеленения территории.

Существует стандарт на сохранение в городе старых заповедных территорий естественной природы и памятников старины. В Японии имеются также порядок классификации архитектурных памятников и целая система регламентов, связанных с их охраной, реставрацией и эксплуатацией.

Стандарт воздействия на экосистемы в отличие от физико-химических стандартов загрязнения воды, воздуха, почвы позволяет интегративно оценить качество среды (качество водоемов пресной воды классифицируется в зависимости от того, какая рыба там живет).

Экологическую экспертизу проходят проекты даже небольших предприятий и социальных объектов. В экспертизе обязательно участвует и само население. Можно выделить три наиболее ценных момента в японском варианте экологической экспертизы: стандартизация работ по экспертизе; их компьютеризация; достижение широкого участия общественности в обсуждении проекта и контроле за природной средой в регионе. Последнее возможно после наделения местных органов власти достаточными правами.

В Японии существует система строжайшего контроля за выполнением стандартов. Важное место в организации контроля за состоянием окружающей среды занимает автоматизированная система мониторинга. Уже в 1970 г. в Японии насчитывалось 10700 постоянных и временных служб мониторинга, в том числе примерно 4300 станций наблюдения за качеством воды, 2300 станций наблюдения за качеством воздуха (уровней окислов серы и азота, взвешенных частиц и окиси углерода) и 9100 станций, измеряющих уровни шума и вибрации. Не найдено пока радикальных способов устранения таких неприятных последствий технического прогресса, как постоянные шумы транспортных средств и предприятий, а также шумы, создаваемые находящимися в индивидуальном пользовании населения музыкальными инструментами, телевизорами, радиоприемниками.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Еще статьи по географии

Лесные антропогенные ландшафты
Ландшафтоведение рассматривает вопросы происхождения, структуры и динамики ландшафтов, законы их развития и размещения и преобразование в результате хозяйственной деятельности человеческого ...

Физико-географическое районирование территории Нижегородской области
Работа выполнена Федякиной Мариной Юрьевной 9 мая 2011 года. Цель работы провести физико-географическое районирование Нижегородской области. Площадь Нижегородской области 74,8 тыс.кв. км, ...

Рекреационный потенциал Восточного Приазовья и его использование
Приазовье - это территория прилегающая к Азовскому морю. Восточное (Кубанское) Приазовье - это одна из наиболее своеобразных частей не только Краснодарского края, но и всего Юга России, как ...