Демографический анализ общих коэффициентов

Обзор демографической истории

Хабаровский край относится к числу «старых» регионов нового освоения. Со второй половины XIX в. (после закрепления российско-китайской границы по р. Амур) и до последних советских десятилетий край заселялся волнами новых переселенцев. За счет притока мигрантов на «комсомольские стройки» советского времени, организованные для освоения минерально-сырьевых и лесных богатств региона, численность населения края за 1939-1979 гг. увеличилась в 2,5 раза (с 550 тыс. до 1,37 млн. чел.). В переходный период началось устойчивое сокращение численности населения - с 1,63 млн. чел. в 1992 г. до 1,40 млн. чел. в 2008 г.

Как и большинство регионов Дальнего Востока, Хабаровский край чрезвычайно пространственно неоднороден. Территория края, вытянутая вдоль побережья Охотского моря на многие сотни километров, по транспортной доступности, уровню освоенности и характеру расселения четко разделяется на три зоны, сильно различающиеся по природным условиям. В наиболее освоенной и густонаселенной южной зоне (плотность населения в пригородном ареале более 50 чел./кв.км) роль каркаса выполняет Транссибирская железнодорожная магистраль, к которой тяготеет более 60% населения Хабаровского края. Ядро этой зоны - г. Хабаровск (577 тыс. чел.), претендующий на роль «столицы» Дальнего Востока, в нем живет половина городского населения края. Второй крупный город - Комсомольск-на-Амуре (272 тыс. чел.) - расположен в срединной зоне, где по сравнению с южной частью возрастают мелкоселенность и дисперсность расселения, распространены небольшие поселения золотодобытчиков и временные поселки леспромхозов. Север края - это территория очагового освоения (плотность населения в Аяно-Майском районе - 0,02 чел. на кв. км), где основную часть населенных пунктов составляют поселения золотодобытчиков, приезжающих на «сезон», и рыбацкие поселки на побережье Охотского моря.

Физико-географические условия на большей части территории края неблагоприятны для ведения сельского хозяйства, заселение было в основном индустриальным, поэтому процессы урбанизации начались давно. Сеть городских поселений развита слабо и представлена в основном не городами (их только 7, в том числе 5 малых), а 24 поселками городского типа (рабочими поселками).

Современная демографическая ситуация в регионе

Демографическая ситуация в крае отражает среднероссийские тенденции последних лет и характеризуется сокращением общей численности и старением населения.

Рассмотрим общие демографические коэффициенты.

Таблица № 3 Число родившихся в расчете на 1000 населения за год, промилле

 

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

РФ

8,8

8,3

8,7

9

9,7

10,2

10,4

10,2

10,4

11,3

12,1

Республика Саха (Якутия)

13,8

13,1

13,7

13,9

14,6

15

15,5

14,3

14,4

16,1

16,2

Хабаровский край

8,9

8,1

8,5

9,4

10

10,8

11,3

10,9

11

11,6

12,2

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Еще статьи по географии

Экономико-географическая характеристика Астраханской области (район тяготения Приволжской железной дороги)
Процесс интеграции всех стран в единую мировую систему и сохранение при этом черт самостоятельного функционирования каждой территории, появление новых рынков и обновление системы территориа ...

Ветер условия образования у Земли и на высотах
Метеороло́гия (от греч. metéōros, атмосферные и небесные явления и -λογία, -логия) - наука о строении и свойствах земной атмосферы и совершающихся ...

Особенности развития бытовой химии и лакокрасочной промышленности Красноярского края 1990-2009г.
Анализ производства не теряет свой актуальности, так как производство экономических благ позволяет удовлетворить потребности населения. Анализ ВВП показывает уровень развития страны по отнош ...