Республика Башкортостан обладает устойчивой централизованной и хорошо управляемой финансовой системой. Основой успеха бюджетно-налоговой политики Республики являются: налоговая база; высокий уровень собираемости налогов; эффективное управление государственными финансами.
В соответствии с действующей Конституцией республики Башкортостан бюджетное устройство в республике определяется федеральными законами и законами Республики Башкортостан. Исходя из этого формируются: бюджет Республики Башкортостан (республиканский бюджет); бюджеты районов и городов (62); бюджеты муниципальных образований (1032).
Бюджетный процесс в республике происходит в соответствии с федеральным законодательством, утверждение бюджета на следующий бюджетный год осуществляется до начала бюджетного года, что возможно в силу самостоятельной организации бюджетной и налоговой политики на территории республики в рамках государственной финансовой политики Российской Федерации. Бюджет Республики Башкортостан и бюджетно-территориальных государственных внебюджетных фондов ежегодно принимаются Государственным Собранием республики Башкортостан по представлению президента республики Башкортостан.
Производственные возможности республики регулируют налоговый потенциал, составляющий 3% консолидированных доходов Российской Федерации и до 3% доходов федерального бюджета.
Реализация последовательной комплексной программы мер по стабилизации и развитию бюджетного процесса в Республике Башкортостан позволила обеспечить бюджету республики лидирующие позиции в Российской Федерации. Уровень и тенденции развития экономики республики создали основу для значительной доходной базы бюджетов всех уровней и определяют статус республики как донора федерального бюджета, обеспечивающего в составе 10 субъектов Российской Федерации формирование 2/з доходов федерального бюджета. Республика Башкортостан по объему собственных, доходов среди субъектов Приволжского и Уральского федеральных округов в 2003, г. Вышла на 1 - е место.
Консолидированный бюджет республики стабильно находится в числе первых десяти по величине своей доходной части среди бюджетов субъектов Российской Федерации.
На долю республиканского бюджета приходилось до 64% всех доходов и 63% всех расходов консолидированного бюджета Республики Башкортостан С 1999 г. наметилась устойчивая тенденция снижения доли республиканского бюджета в общем объеме консолидированного бюджета, что связано с укреплением доходной базы местных бюджетов в связи с законодательным закреплением за. ними отдельных налогов и сборов.
Наибольший удельный вес в доходах республиканского бюджета составляют налоговые поступления. Основная доля налоговых доходов приходится на поступления прямых налогов, среди которых важную роль играют поступления платежей по налогу на прибыль, высокая доля которых: обусловлена динамичным развитием экономики республики. Имеется тенденция роста налогов на имущество, что отражает процесс постепенного повышения рыночной стоимости объектов недвижимости как производственного, так и непроизводственного назначения, связанного с повышением оценки перспектив экономического развития республики, а также с процессом направления средств предприятий в больших размерах на капитальные вложения.
Изменения порядка зачисления налога на добавленную стоимость и акцизов в бюджеты субъектов Российской Федерации на федеральном уровне отразились на поступлениях налогов на товары и услуги.
Основными источниками неналоговых поступлений в республиканский бюджет в последние годы становятся доходы от имущества, находящегося в государственной собственности, или от деятельности государственных организаций. В последние годы правительством республики ставится задача увеличения объема данных поступлений путем повышения эффективности управления государственным имуществом.
Расходы республиканского бюджета на зарплату, приобретение продуктов питания для государственных нужд (больницы и т.д.), приобретение медикаментов, стипендии, расходы на коммунальные услуги финансируются в первоочередном порядке. С 1999 г. расходы по обслуживанию государственного долга также отнесены к статьям расходов, не подлежащих сокращению. Объем капитальных вложений в объеме республиканского бюджета составляет до 25%. Такой высокий уровень вызван проведением правительством республики активной инвестиционной политики в производственной и социальной сферах экономики.
Еще статьи по географии
Геополитическая надстройка Дальневосточного федерального округа
Актуальность
темы проводимого исследования состоит в том, что, обладая знаниями о каждой
подсистеме надстроек отдельных субъектов выбранного округа, можно получить
возможность комплексно пр ...
История промышленности Красноярского края
Красноярский
край является одной из наиболее обеспеченных природными ресурсами территорий
России. Природные запасы края являются основой инвестиционной привлекательности
региона и базой пос ...
Мурманская область и Чукотский автономный округ экономико-географическая характеристика
Мурманская
область образована 28 мая 1938 года Указом Президиума Верховного Совета СССР.
Общая площадь территории области - 1144.9 тыс.км2, население по состоянию на
01.01.97 - 1048.8 тыс.ч ...