В ближайшее десятилетие ожидается рост спроса на газ, превосходящий рост спроса на другие источники энергии. Это не может не радовать Россию, которая намерена сделать газ своим главным энергетическим экспортным козырем, а так же мощным рычагом в международной политике.
На долю поставок газа приходится около 8% в структуре ВВП, 19% валютных поступлений и 45% в структуре экспорта РФ. В данный момент газ составляет 50% от баланса энергоносителей в стране. При этом запланировано постепенное снижение его доли до 45%.
Основная доля поставляемого на рынок газа реализуется по оптовым ценам, которые регулируются административным способом. Государственный контроль сохраняется и в отношении тарифной политики, регламентирующей пользование распределительными сетями и прочие бытовые услуги для конечных потребителей газа. Независимых предприятий на данном рынке практически нет, их доля незначительна. Можно сделать вывод, в соответствии с которым государство не заинтересовано в развитии рыночных отношений в части добычи и транспортировки природного газа. На это указывает ряд факторов, среди которых продолжительное отсутствие разработанных правовых документов, требований к участникам рынка. Последние, между тем, готовы вкладывать средства на этапе становления газовой отрасли в качестве конкурентной среды. Инвестирование не ведется из-за значительных рисков, выражающихся в полном отсутствии гарантий возврата вложенных средств. Преимущественно, такая ситуация возникает за счет непрерывного государственного вмешательства в процесс ценообразования на данном рынке. Цены при этом занижаются, автоматически исключая возможность работы каких-либо рыночных механизмов.
Диаграмма 3.1 Динамка цен на газ, долл.
Ценовая политика в отношении газа может быть охарактеризована как достаточно лояльная по отношению к частным потребителям, цены для которых по-прежнему остаются на низком уровне по сравнению с корпоративными заказчиками. Судьба спроса на газ на внутреннем рынке зависит от ценовой политики государства в данном отношении. Учитывая высокую газоемкость российской экономики, следует ожидать, что регулирование данного рынка окажет существенное влияние и на остальные отрасли производства. В особенной степени это актуально для ЖКХ, химической промышленности и сельского хозяйства. При учете значительного технологического отставания предприятий российской экономики в части применения технологий, оптимизирующих потребление газа, наиболее рациональным способом было бы постепенное повышение стоимости по поставкам данного вида топлива. Это позволит несколько снизить спрос, который в перспективе может превысить возможности добывающей промышленности. Помимо этого, возрастет роль энергосбережения, и возникнет дополнительная мотивация для переоснащения предприятий с применением новых технологий. В условиях неразвитой рыночной среды и монопольного положения ОАО «Газпром» реализация подобной схемы регулирования не будет осложнена существенными препятствиями.
Таблица 3.1 Поставки газа из РФ на внешний рынок
|
Всего |
В страны дальнего Зарубежья |
В страны СНГ |
|
Количество, млрд, куб.м. |
Стоимость млн. долл |
Количество, млрд, куб.м. |
Количество, млрд, куб.м. |
2000 год | | | | |
I квартал 2000 г |
65 |
4 705,90 |
36,9 |
28,1 |
II квартал 2000 г |
41,6 |
3 554,80 |
31,1 |
10,5 |
III квартал 2000 г |
36,4 |
3 481,70 |
30,3 |
6,1 |
IV квартал 2000 г |
50,9 |
4 901,70 |
35,7 |
15,2 |
2001 год | | | | |
I квартал 2001 г |
54 |
5 457,40 |
35,6 |
18,4 |
II квартал 2001 г |
38,6 |
4 080,80 |
30,5 |
8,1 |
III квартал 2001 г |
39 |
3 732,20 |
29,4 |
9,7 |
IV квартал 2001 г |
49,3 |
4 499,60 |
36,5 |
12,8 |
2002 год | | | | |
I квартал 2002 г |
52,7 |
4 332,40 |
36,7 |
16 |
II квартал 2002 г |
43,3 |
3 480,20 |
31,5 |
11,8 |
III квартал 2002 г |
40,3 |
3 510,70 |
29,8 |
10,5 |
IV квартал 2002 г |
49,2 |
4 574,00 |
36,3 |
12,9 |
2003 год | | | | |
I квартал 2003 г |
53,9 |
5 410,60 |
40,3 |
13,6 |
II квартал 2003 г |
44,5 |
4 813,50 |
33,2 |
11,3 |
III квартал 2003 г |
40,2 |
4 304,60 |
30,2 |
10 |
IV квартал 2003 г |
50,7 |
5 452,30 |
38,3 |
12,4 |
2004 год | | | | |
I квартал 2004 г |
54,6 |
5 680,40 |
39,6 |
14,9 |
II квартал 2004 г |
48,5 |
5 010,00 |
35 |
13,4 |
III квартал 2004 г |
48,1 |
5 129,70 |
33,7 |
14,4 |
IV квартал 2004 г |
49,2 |
6 033,10 |
37 |
12,3 |
2005 год | | | | |
I квартал 2005 г |
57,4 |
7 631,50 |
42,6 |
14,8 |
II квартал 2005 г |
49,1 |
7 201,30 |
38,3 |
10,8 |
III квартал 2005 г |
52,1 |
7 758,20 |
39,7 |
12,4 |
IV квартал 2005 г |
50,7 |
9 079,50 |
41,2 |
9,5 |
2006 год | | | | |
I квартал 2006 г |
59,9 |
12 240,20 |
46,3 |
13,6 |
II квартал 2006 г |
46,3 |
10 062,40 |
39,1 |
7,2 |
III квартал 2006 г |
45,1 |
10 172,30 |
34 |
11,1 |
IV квартал 2006 г |
51,5 |
11 331,30 |
42,4 |
9,1 |
2007 год | | | | |
I квартал 2007 г |
48,8 |
10 542,40 |
35 |
13,8 |
II квартал 2007 г |
44,3 |
9 850,10 |
37,4 |
6,9 |
III квартал 2007 г |
42,5 |
9 873,80 |
35,7 |
6,9 |
IV квартал 2007 г |
56,2 |
14 571,10 |
46,3 |
9,9 |
2008 год | | | | |
I квартал 2008 г |
59,8 |
17 931,70 |
47,9 |
11,9 |
II квартал 2008 г |
49,6 |
17 192,60 |
40,9 |
8,7 |
Еще статьи по географии
Экономика Австралии
Тема
данного реферата является актуальной, потому что значение экономики для
общества велико и определяется тем, что она непрерывно обеспечивает его
предметами потребления (пищей, одеждой, ...
Природно-ресурсный потенциал Донецкого региона
Человек
появился на свет, как часть природы, и поэтому его существование полностью от
природы и зависит. Все, что мы едим и пьем, во что одеваемся и где живем, берет
свое начало в окружающе ...
Рекреационные ресурсы Италии
Италия
обладает огромным потенциалом для туризма, это и пляжи средиземноморья, большое
количество горных озер, горнолыжные курорта, спортивно - оздоровительный
туризм, и древнейшая архитект ...