Технология проблемного обучения

географический экологический население

Технология проблемного обучения не нова: она получила распространение в 20-30-х годах в советской и зарубежной школе. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи (1859-1952), основавшего в 1894 г. в Чикаго опытную школу, в которой учебный план был заменен игровой и трудовой деятельностью.

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Классификационные параметры технологии

По уровню применения: общепедагогическая

По философской основе: прагматическая + приспосабливающаяся.

По основному фактору развития: биогенная (по Дьюи) + социогенная + психогенная.

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + бикевнористская.

По ориентации на личностные структуры: 1) ЗУН + 2) СУД.

По характеру содержания: обучающая,светская, общеобразовательная.

По типу управления: система малых групп.

По ориентационным формам: групповая, академическая + клубная.

По подходу к ребенку: свободное воспитание.

По преобладающему методу: проблемная.

По направлению модернизации: активизация и интенсификация деятельности учащихся.

По категории обучающихся: массовая, все категории.

Несмотря на разные точки зрения исследователей на проблемное обучение общим является то, что основными элементами проблемного обучения является создание проблемных ситуаций и решение проблем. Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, ребенок становится в позицию субъекта своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации - акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода [15].

Методические приемы создания проблемных ситуаций:

учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;

сталкивает противоречия практической деятельности:

излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций (например, юриста, педагога и пр.);

побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

ставит конкретные вопросы;

определяет проблемные теоретические и практические задания;

ставят проблемные задачи (например, с заведомо допущенными ошибками и др.).

Для реализации проблемной технологии им необходимы:

отбор самых актуальных, сущностных задач;

определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы;

построение оптимальной системы проблемного обучения, создание учебных и методических пособий и руководств;

личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность ребенка [16].

Викторина, посвященная 350-летию

Российского Забайкалья

Брейн-ринг «Земля за Байкалом»

Цель конкурса - побудить учащихся к самостоятельным исследованиям, активизировать краеведческую работу по географии, истории, биологии, литературе.

Данная викторина состоит из следующих этапов:

а) подготовительный этап, который заключается в общей подготовке;

б) составление конкурсов, сценария;

в) подготовка оборудования, оформления, листов для жюри;

Перейти на страницу: 1 2 3

Еще статьи по географии

Ландшафты полигонально-валиковой южной субарктической тундры долины реки Анабар (опыт применения ГИС технологий и модели организации информации)
В соответствии с региональной (или индивидуальной) трактовкой ландшафт понимается как конкретный индивидуальный природно-территориальный комплекс, как неповторимый комплекс, имеющий географи ...

Население как подсистема города понятие, характеристика
Первые года на нашей планете были, конечно, не похожи на современные. Потребовались тысячелетия исторического развития, чтобы к XIX веку стали складываться контуры современной сети больших г ...

Геополитическая оценка федерального округа РФ. Геополитическая надстройка Северо-Западного федерального округа
Актуальность темы состоит в том, что изучив состояние надстройки в каждой конкретной области, мы сможем выявить недостатки и достоинства, преимущества и угрозы федерального округа в целом, а ...