Время везут в карете

По мере усовершенствования часов обычный маятник был заменен качающимся балансиром. Так появись на свет первые хронометры. Но они еще оставались очень капризными. Ход хронометров в сильной степени зависел от температуры.

Наибольшую озабоченность в развитии часового дела повлияло британское адмиралтейство. Во второй половине XVII в. Великобритания все больше выдвигается на мировую арену как крупнейшая морская держава, оттесняя Голландию и Францию.

Специальным Биллем от 20 июля 1714 г. Английский парламент для поощрения изобретателей установил фантастическую по тем временам премию. За разработку надежного способа определения долготы на море с точностью до ⁰ правительство обещало награду 20 тыс. фунтов стерлингов. Одним из экспертов при рассмотрении Билля выступал в парламенте президент Лондонского королевского общества Исаак Ньютон.

Решающего успеха в усовершенствовании хронометра добился английский часовой мастер Гаррисон. Он первым изготовил балансир из материалов с различными коэффициентами расширения. Изменения температуры компенсировалось изменением формы балансира.

Новый хронометр Гаррисона подвергся суровому испытанию 1761 г. В плавании от Портсмута до Ямайки и обратно. Ни тряска, ни штормы, ни повышенная влажность воздуха не вывели его из строя. По возвращению в Англию, после 161 дня пути, его показания были ошибочными всего на несколько секунд.

Появление точных хронометров было первым симптомом грядущей технической революции в Англии. Зачинатели машинного прядильного производства Харгривс, Кромптон, Аркрайт учились в часовых мастерских. Именно у английских часовщиков они перенял умение воплощать свои технические идеи в реальные, действующие механизмы.

Хронометры широко использовались для определения долгот важных астрономических пунктов. Из пункта в пункт везли на кораблях или каретах комплекс из нескольких хронометров - это называлось хронометрическим рейсом. Использование нескольких хронометров служило гарантией о грубых ошибок из-за неисправности одного из них, повышало точность определения долгот.

Точнейшие хронометрические экспедиции были предприняты в 1843 и 1845 гг. по инициативе основателя Пулковской обсерватории и обсерватории в городе Альтоне в течение лета 1843 г было совершено 16 морских переездов из Санкт-Петербурга в Альтону и обратно с 68 хронометрами. Это позволило определить долготу Пулкова относительно Альтоны с точностью до ±0s,06. Через два года разности долгот между Пулковым, Москвой и Варшавой определялись по результатам восьмикратной перевозки в рессорном фургоне 40 хронометров.

Значение хронометров при определении долгот резко пошло на спад с изобретением телеграфа. Время нулевого меридиана стало передаваться пункт наблюдений по телеграфу. А впоследствии телеграф заменило радио. Сравнивая передаваемое специальным образом по радио время нулевого меридиана с местным временем в пункте наблюдения, астрономы определяют географические долготы с точностью до сотых и тысячных долей секунды времени.

Проблема определения времени географических долгот как одна из сложнейших проблем астрономии XVII - XVIII вв. в наше время перестала существовать.

А в наследство от былого времени кое-где сохранились старинные традиции. Чтобы оповещать горожан о точном времени, на башнях прежде устанавливались часы-куранты с громким боем, а в крупных городах точно в полдень палила пушка.

Определение географической долготы места из уравнения времени

Долгота места определяется как разность местного времени полдня местонахождения наблюдателя Тн и местного времени в данный момент времени в Гринвиче Тгр.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Еще статьи по географии

Составление карт по картографическим и аэрокосмическим материалам
Тема «Составление карт по картографическим и аэрокосмическим материалам» весьма актуальна и интересна для рассмотрения, ведь на протяжении нескольких последних десятилетий топографическое ка ...

Рекреационный потенциал Восточного Приазовья и его использование
Приазовье - это территория прилегающая к Азовскому морю. Восточное (Кубанское) Приазовье - это одна из наиболее своеобразных частей не только Краснодарского края, но и всего Юга России, как ...

Изготовление ортофотопланов
Ортофотоплан это фотографический план местности на точной геодезической опоре, полученный путём аэрофотосъемки с последующим преобразованием аэроснимков (из центральной проекции в ортогональ ...