Формирование экономических компетенций в рамках школьного курса экономической географии.

Люди живут в мире, который им приходится все время поддерживать в определенном порядке. Этот порядок позволяет им справляться с неудобствами природной среды и обеспечивать себе возможность удовлетворять постоянно воз­никающие потребности. Название этого порядка - цивилиза­ция. Один из блоков цивилизации - эко­номика, или, как ее иначе называют, хозяйственная жизнь. Экономика - очень широкое понятие - это торговля, производство, услуги всех видов и денеж­ная система. И чем лучше люди понимают правила разумной организации экономической деятельности, тем бы­стрее, например, растет объем благ, которые они могут потребить, тем меньше людей умирает из-за недоедания или нехватки ле­карств.

В современных социально-экономических условиях особая роль отводится школьному экономическому образованию, по сути призванному сформировать экономическое мышление и привить навыки рационального экономического поведения, создать предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной практической деятельности подрастающего поколения.

В период становления рыночных отношений принципиальным признаком является свободная ориентация и приспособление обучающихся к экономическому механизму регулирования рынка. Сегодня уже никто не спорит, нужны нам ли экономические знания. Экономические знания по своей сущности универсальны и применимы в любой области. Тем более что каждый из нас выступает и как производитель, и как потребитель, и как гражданин.

Экономическое образование в школьном курсе географии необходимо для развития у обучающихся экономической культуры и грамотности, для способности правильно понимать происходящие социально-экономические процессы и активно участвовать в деятельности современного общества. Помимо этого экономическое образование является неотъемлемой частью гражданского воспитания школьников. Курс школьной экономической географии раскрывает основы некоторых экономических знаний, способствует формированию социальной позиции обучающихся, таких как: «я житель», «я работник», «я исследователь», при этом закладываются основы для воспитания сознательного члена общества, способного к активному труду.

В процессе формирования экономических компетенций главными для учителя географии являются те методы и приемы, которые дают возможность обучающимся узнать новое, сформируют интерес к дальнейшему совершенствованию, как знаний, так и практических умений в экономической сфере. Поэтому активизация познавательной деятельности у школьников рассматривается как наиболее оптимальный путь к формированию экономических компетенций.

Среди методов и приемов познавательной активности, в рамках курса экономической географии, можно выделить такие как: приемы сравнения, наглядность и иллюстративность, самостоятельная работа с различными источниками информации, эвристическая беседа, связывание изучаемого материала с жизненным опытом обучающихся, разработка и применение опорных схем, таблиц, использование проблемных ситуаций, исследовательская работа и многое другое.

Каждый педагог в силу характера и склонностей использует те или иные методы активизации познавательной активности на уроке. Для меня, как учителя географии,– это эвристическая беседа, связывание изучаемого материала с жизненным опытом обучающихся, работа с различными источниками информации (атласы, учебная и научная литература и т.п.)

Так, например, эвристическая беседа активизирует память и мышление обучающихся. Каждый вопрос заставляет их думать, припоминать, воспроизводить знания, имеющийся у них опыт (краеведческого характера, из бытовой жизни, межпредметные взаимосвязи). А припоминание помогает образованию устойчивых навыков в запоминании, сохранении, последующем узнавании и воспроизведении материала, требует от учеников постоянных мыслительных операций в ходе процесса обучения.

Перейти на страницу: 1 2

Еще статьи по географии

Проблемы развития народов Севера
Для иностранца словосочетание «Север России» будет звучать пугающе, как и для многих русских, которые никогда не уезжали далеко от крупных городов России. Что такое «Север России» и нужен ли ...

Экологические проблемы экваториального и субэкваториального поясов Евразии
Евразия - самый большой материк на Земле, площадь - 53 893 тысяч километров квадратных, что составляет 36 % площади суши. Население - более 4,8 миллиарда человек. Континент расположен в ...

Особенности развития бытовой химии и лакокрасочной промышленности Красноярского края 1990-2009г.
Анализ производства не теряет свой актуальности, так как производство экономических благ позволяет удовлетворить потребности населения. Анализ ВВП показывает уровень развития страны по отнош ...