Формирование экономических компетенций в рамках школьного курса экономической географии.

Люди живут в мире, который им приходится все время поддерживать в определенном порядке. Этот порядок позволяет им справляться с неудобствами природной среды и обеспечивать себе возможность удовлетворять постоянно воз­никающие потребности. Название этого порядка - цивилиза­ция. Один из блоков цивилизации - эко­номика, или, как ее иначе называют, хозяйственная жизнь. Экономика - очень широкое понятие - это торговля, производство, услуги всех видов и денеж­ная система. И чем лучше люди понимают правила разумной организации экономической деятельности, тем бы­стрее, например, растет объем благ, которые они могут потребить, тем меньше людей умирает из-за недоедания или нехватки ле­карств.

В современных социально-экономических условиях особая роль отводится школьному экономическому образованию, по сути призванному сформировать экономическое мышление и привить навыки рационального экономического поведения, создать предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной практической деятельности подрастающего поколения.

В период становления рыночных отношений принципиальным признаком является свободная ориентация и приспособление обучающихся к экономическому механизму регулирования рынка. Сегодня уже никто не спорит, нужны нам ли экономические знания. Экономические знания по своей сущности универсальны и применимы в любой области. Тем более что каждый из нас выступает и как производитель, и как потребитель, и как гражданин.

Экономическое образование в школьном курсе географии необходимо для развития у обучающихся экономической культуры и грамотности, для способности правильно понимать происходящие социально-экономические процессы и активно участвовать в деятельности современного общества. Помимо этого экономическое образование является неотъемлемой частью гражданского воспитания школьников. Курс школьной экономической географии раскрывает основы некоторых экономических знаний, способствует формированию социальной позиции обучающихся, таких как: «я житель», «я работник», «я исследователь», при этом закладываются основы для воспитания сознательного члена общества, способного к активному труду.

В процессе формирования экономических компетенций главными для учителя географии являются те методы и приемы, которые дают возможность обучающимся узнать новое, сформируют интерес к дальнейшему совершенствованию, как знаний, так и практических умений в экономической сфере. Поэтому активизация познавательной деятельности у школьников рассматривается как наиболее оптимальный путь к формированию экономических компетенций.

Среди методов и приемов познавательной активности, в рамках курса экономической географии, можно выделить такие как: приемы сравнения, наглядность и иллюстративность, самостоятельная работа с различными источниками информации, эвристическая беседа, связывание изучаемого материала с жизненным опытом обучающихся, разработка и применение опорных схем, таблиц, использование проблемных ситуаций, исследовательская работа и многое другое.

Каждый педагог в силу характера и склонностей использует те или иные методы активизации познавательной активности на уроке. Для меня, как учителя географии,– это эвристическая беседа, связывание изучаемого материала с жизненным опытом обучающихся, работа с различными источниками информации (атласы, учебная и научная литература и т.п.)

Так, например, эвристическая беседа активизирует память и мышление обучающихся. Каждый вопрос заставляет их думать, припоминать, воспроизводить знания, имеющийся у них опыт (краеведческого характера, из бытовой жизни, межпредметные взаимосвязи). А припоминание помогает образованию устойчивых навыков в запоминании, сохранении, последующем узнавании и воспроизведении материала, требует от учеников постоянных мыслительных операций в ходе процесса обучения.

Перейти на страницу: 1 2

Еще статьи по географии

Оценка природного ландшафта
Слово «ландшафт», давшее название целой отрасли географической науки, первоначально употреблялось для обозначения общей идеи о взаимосвязанном сочетании различных явлений на земной поверхно ...

История промышленности Красноярского края
Красноярский край является одной из наиболее обеспеченных природными ресурсами территорий России. Природные запасы края являются основой инвестиционной привлекательности региона и базой пос ...

Комплексная географическая характеристика Ставропольского края
География Ставропольского края является составной частью географии России. Повышение в последнее время значения регионов в решении социально-экономических проблем России требует, чтобы учащи ...