При этом, важны стимулирующие вопросы и инструкции учителя, которые заставляют обучающихся в поисках ответа на них активно оперировать учебным материалом, анализировать, осмысливать его, устанавливать различные соотношения и связи, обеспечивая тем самым, его прочное запоминание. К числу таких вопросов принадлежат следующие: «Почему?», «Откуда это вытекает?», «Как это проверить?», «Что является причиной?».
Вот один из примеров, на уроке в 9 классе, связанном с изучением темы «Природно-хозяйственный район Поволжье», можно вовлечь учеников в оживленную дискуссию по вопросу развития и инвестирования нашего региона. Проблема регионального развития, привлекательности регионов для инвестиций, в т. ч. иностранных весьма актуальна сегодня. Непременно подчеркнуть привлекательность Волгоградской области для инвестирования, в первую очередь в сфере туризма, сельского хозяйства и развитии перерабатывающих отраслей.
Необходимо в процесс обучения экономической географии в 10-11 классах включать анализ неадаптированных источников информации, то есть периодическую печать и материалы газет, журналов, Интернет - ресурсы. Зачастую интернет воспринимается учащимися или как источник развлечения, или как источник плагиата материалов. Чтобы разрушить данный стереотип отношения можно предлагать различные виды работы с материалами информационных сайтов Федеральной службы статистики, Правительства РФ, Президента страны, а также местными информационными порталами. Анализируя различные данные, предложить составить диаграммы, графики, иллюстрирующие изучаемый процесс. На уроках также следует использовать статьи, содержащие экономическую информацию, а обучающимся предлагать проанализировать их и сделать выводы, ответить на поставленные вопросы, самим разработать проблемные вопросы к тексту.
Широкое применение презентаций на уроках дает возможность изложить крупный блок или объемную тему в сжатые сроки. Таким объемным блоком в 9 классе, например, является «Хозяйство России». Использование презентаций, в том числе, подготовленных учащимися, делает этот материал более разнообразным. На своих уроках географии я предлагаю ученикам включать в презентации слайды об отраслях экономики собственного края – Волгоградской области, обозначать проблемы и перспективы развития для каждой из изучаемых отраслей экономики. Такой материал легче усваивается, надолго запоминается, так как он близок к жизненному опыту обучающихся.
Следовательно можно сделать вывод, экономическое образование в рамках школьного курса экономической географии не только приближает ученика к реальной жизни, обучая его ориентироваться в современном обществе, но и формирует деловые качества личности. Это своеобразная подготовка подрастающего человека к предстоящей жизнедеятельности. Разумное экономическое образование служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия обучающихся с окружающим миром.
В завершении хотелось бы отметить, что какой бы предмет ни преподавался, главное, чтобы процесс обучения был интересным и полезным для учеников, ставил перед ними конкретные задачи и помогал находить их решения, давал простор для проявления творческой самостоятельности, основывающейся на полученных знаниях и умениях.
Еще статьи по географии
Составление карт по картографическим и аэрокосмическим материалам
Тема «Составление карт по картографическим и аэрокосмическим
материалам» весьма актуальна и интересна для рассмотрения, ведь на протяжении
нескольких последних десятилетий топографическое ка ...
Территориальная организация населения Республики Башкортостан
Республика Башкортостан на сегодняшний день один из наиболее
экономически стабильных регионов РФ. Во многом это заслуга
исследователей-геологов, которые в свое время нашли здесь полезные иск ...
Дальний Восток и его значение в хозяйстве страны
Дальний
Восток - уникальный регион. Уникален он, прежде всего, по своим природным
ресурсам, огромной территории, климатом и географическим положением.
Огромные
размеры района, его протяж ...