Использование вахтенных журналов и картографических материалов первой половины XVIII в. для реконструкции плавания экспедиционных судов и открытий В.И. Беринга

Историко-географическая модель, составляющая основное содержание исследования, была представлена последовательным описанием плаваний, изложением сути открытий и выражена в графической форме в виде серии частных и генеральных (обзорных) историко-навигационных карт. Созданные карты с прокладкой морского пути экспедиции Беринга явились предметом последующей аналитической работы по атрибуции и идентификации береговых ориентиров (географических объектов), описанных в вахтенном журнале и запеленгованных штурманами XVIII в., а также для выявления территориальных открытий, сделанных Первой Камчатской экспедицией.

Идея проведения заключительного этапа историко-географического моделирования плаваний Первой Камчатской экспедиции была подсказана самой историей изучения этих плаваний. Так, некоторые географические открытия Беринга были идентифицированы экспериментальным путем еще в XVIII-XIX вв. Маршруты Дж. Кука в 1778 г. и Ф.П. Литке в 1828 г. совпали на отдельных участках с маршрутом плавания бота «Св. Гавриил», при этом была подтверждена часть открытий, совершенных русскими моряками в первой половине XVIII в.

Только эксперимент, т.е. натурное воспроизведение построенной историко-теоретической модели, мог бы подтвердить или отвергнуть достоверность полученных исследователями результатов конкретного источниковедческого и историко-географического исследования, научную надежность примененных принципов и методических приемов анализа и синтеза сведений специфических исторических источников - вахтенных журналов. Любое исследование по исторической географии в той или иной мере сводится к реконструкции историко-географической среды. В основе подобных реконструкций лежат строго учтенные факторы и анализ исторических документов, данных этногенеза и топонимики, картографических произведений, археологических раскопок, физической географии [Белов, 1975, с. 32-36; 1976, С.513]. Использование данных и методов современной науки значительно повышает эффективность и качество научно-исследовательских работ по реконструкции плаваний прошлых веков.

Опыт физического моделирования плаваний прошлого в мировой науке сравнительно мал, а в нашей стране почти полностью отсутствует. Между тем это один из наиболее убедительных методов научного анализа достоверности географических открытий. При использовании этого метода осуществляется натурное физическое моделирование, т.е. повторение в сходных условиях маршрутов былых экспедиций. При таком моделировании современные исследователи, находясь непосредственно на месте, где было совершено то или иное географическое открытие, могут с полной очевидностью подтвердить или опровергнуть теоретические расчеты. Метод особенно применим в условиях, когда географическая среда претерпела минимальные изменения.

Поскольку от точности каждого определения местоположения судна в прямой зависимости находится множество других параметров, характеризующих то или иное географическое открытие, при моделировании плаваний Беринга учитывался ряд условий. Во-первых, предполагалось, что историко-географическая среда исследуемого региона за 250 лет почти не изменилась. Во-вторых, при использовании записанных в вахтенном журнале бота «Св. Гавриил» навигационных данных предпочтение отдавалось способу определения места судна по пеленгам, как самому точному, так как известно, что мореплаватели первой половины XVIII в. сравнительно точно «брали» пеленги на береговые ориентиры, но допускали значительные ошибки в определении географической долготы.

С целью более глубокого изучения плаваний Беринга и проверки точности историко-теоретических расчетов, выполненных историками, в 1976 и 1977 гг. Дальневосточное высшее инженерное морское училище (ДВВИМУ) им. адм. Г.И. Невельского и Приморский филиал ВГО организовали экспедицию яхт класса Л-6 «Родина» и «Россия». В состав экспедиции входили преподаватели ДВВИМУ, курсанты и штурманы дальнего плавания, в прошлом закончившие это училище. Экспедиция яхт 1976-1977 гг. имела в своем составе 5 инженеров-судоводителей, штурманов дальнего плавания. Начальник экспедиции - доцент ДВВИМУ Л.К. Лысенко, заместитель начальника судоводительского факультета, мастер спорта по парусу. Перед экспедицией стояли следующие задачи:

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Еще статьи по географии

Этнические факторы регионализма (диффузия рас, Родина, этногенез, этические признаки и контакты) на примере Бельгии
Страноведение - географическая дисциплина, занимающаяся комплексным изучением стран, систематизирующая и обобщающая разнородные данные об их природе, населении, хозяйстве, культуре и социал ...

Рекреационный потенциал Восточного Приазовья и его использование
Приазовье - это территория прилегающая к Азовскому морю. Восточное (Кубанское) Приазовье - это одна из наиболее своеобразных частей не только Краснодарского края, но и всего Юга России, как ...

Экономико-географические особенности Андских стран
Анды - самая длинная (9000 км) и одна из самых высоких (гора Аконкагуа 6 962 м) горных систем Земли, окаймляющая с севера и запада всю Южную Америку; южная часть Кордильер. Местами Анды дос ...