Общая экономическая характеристика Северо-Западного региона

В Ленинградской области, сельское хозяйство которой и прежде было более интенсивным, механизированным, более развитым, товарность и сейчас осталась более высокой. Доля хозяйств населения в производстве продукции значительно ниже, чем в Новгородской и, особенно, в более аграрной Псковской области, где товарность животноводства стала особенно низкой. Фермерские хозяйства развиваются медленно, имеют небольшие участки земель, недостаточно техники, не имеют средств и возможностей получения кредитов на приобретение топлива, удобрений, семян, кормов, не говоря уже о средствах механизации. Товарность большинства из них также невысока, и в своем современном виде они не могут претендовать на решение продовольственной проблемы. Некоторые специалисты даже считают, что многие хозяйства населения имеют больше перспектив к превращению в товарных производителей по сравнению с большинством фермерских. Во всяком случае, сейчас более целесообразно основной упор сделать на развитие крупных коллективных хозяйств с товарным производством, при которых фермеры и хозяйства населения могут играть вспомогательную роль, кооперируясь с ними в выполнении отдельных видов работ, технологических стадий (откорм скота, выращивание молодняка и др.). Одновременно требуется развивать фермерскую кооперацию и вертикальную интеграцию с переработкой продукции.

Транспортную инфраструктуру Северо-Запада можно оценить двояко. С одной стороны, с точки зрения обеспечения внешних связей с другими регионами страны, а отчасти и внешнеэкономических связей, а также сообщения между крупными индустриальными центрами Северо-Запада, транспортные магистрали достаточно развиты, хотя и уступают по качеству западным образцам. От Санкт-Петербурга по 11 направлениям расходятся лучи железных дорог, электрифицированных на расстоянии до 100-150 км, а наиболее современная из них магистраль на Москву - на всем протяжении. Также радиальный вид имеет система автодорог. Для приведения к западноевропейским стандартам требуется их реконструкция, сооружение автобанов, скоростных железнодорожных магистралей. Конкретный проект строительства новой скоростной железной дороги Москва - Санкт-Петербург долгое время обсуждался в печати, но пока не принят к реализации и по экологическим, и по финансовым соображениям.

Сложнее проблема внутриобластного сообщения. Сеть автодорог с твердым покрытием недостаточно густа. Это делает большинство небольших городских поселений и сел слабо доступными в транспортном отношении, что затрудняет их экономическое развитие.

Еще один аспект развития транспорта связан с необходимостью расширения мощностей портов на Балтийском море. Принято решение о сооружении новых портов в Усть-Луге и Приморске. Одновременно требуется создание необходимых подъездных путей к будущим новым портам. Строительство требует многомиллиардных ассигнований и требует достаточно длительных сроков. Поэтому пока остается весьма актуальным вопрос о наиболее выгодных условиях транспортировки российских грузов через порты стран Прибалтики и Финляндии, а также о возможностях более эффективного использования свободных на 2/3 мощностей калининградских портов.

Инвестиции - ключевой вопрос экономического развития всего народного хозяйства страны, всех ее регионов. Северо-Запад в силу структуры его хозяйства в 1990-е годы был менее привлекательным районом для инвестиций, как отечественных, так и иностранных, по сравнению с Москвой или сырьевыми регионами страны. Размеры инвестиций в расчете на душу населения везде на Северо-Западе ниже среднероссийского уровня. Относительно велика доля Санкт-Петербурга только в объеме иностранных инвестиций (которые составляют лишь незначительную часть общих капиталовложений в народное хозяйство). Тем не менее, они означают возможности технического и технологического переоснащения предприятий Санкт-Петербурга, сумевших привлечь западных инвесторов. Это создает предпосылки реструктуризации экономики, необходимой в связи с происшедшими в 1990-е годы изменениями.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Еще статьи по географии

Территориальная организация населения Республики Башкортостан
Республика Башкортостан на сегодняшний день один из наиболее экономически стабильных регионов РФ. Во многом это заслуга исследователей-геологов, которые в свое время нашли здесь полезные иск ...

Силинский парк как объект физико-географического исследования
Актуальность: На данный момент Силинская лесопарковая зона, уникальный ландшафтно-ботанический памятник природы Приамурья, который в комплексе с Комсомольским заповедником является объектом ...

Дальний Восток и его значение в хозяйстве страны
Дальний Восток - уникальный регион. Уникален он, прежде всего, по своим природным ресурсам, огромной территории, климатом и географическим положением. Огромные размеры района, его протяж ...