Во-первых, районы не имеют собственного территориального управления (оно существует лишь на ступеньку ниже - в республиках, областях и краях).
Во-вторых, многие районы (сибирские, Урал, Поволжье) образованы более 50 лет назад, другие существуют три десятилетия. Но экономика мобильна. В ряде районов за эти годы создана мощная добывающая промышленность, в других она ослаблена за счет истощения ресурсов. Сформировались крупнейшие базы оборонной промышленности, не соответствующие границам этих районов. В целом по стране изменился географический рисунок экономики. Многие районы имеют нечеткую специализацию.
В-третьих, выделенные районы оказались крайне неравноценны как по численности жителей, так и по экологическому потенциалу. Естественно, что они отличаются по размерам территории.
Поэтому Центральный район, где проживает более 1/5 населения страны и сосредоточено 1/3 промышленного, 1/2 научного потенциала России, трудно сравнить с Дальним Востоком - огромным по территории (36% площади страны), но слабо заселенным (5% жителей) или с северными районами (4% жителей).
Иными словами, сетка районов не соответствует огромным изменениям, происшедшим в экономике страны. Границы районов, как образно отметил один из географов, это «скорлупа от выеденных яиц». От себя добавим: «в которую заложено совсем иное содержание». В то же время осложнены возможности использования существующих рамок районов и для рыночной экономики.
И самое главное, районирование должно способствовать формированию не только эффективной экономики, территориально-производственных комплексов, но и новых рыночных структур (ассоциаций, концернов, корпораций, холдингов) в определенных территориальных границах.
Необходимо не одностороннее экономическое, а комплексное социально-экономическое районирование, учитывающее исторические особенности заселения, географические особенности расселения и условия жизни людей, проблемы и географию городов (от крупнейших до маленьких) и сельских поселений, миграции населения.
Районирование должно быть эколого-экономическим, т.е. способствовать улучшению экологических условий, учитывать местные природные особенности, проблемы дефицита отдельных ресурсов.
Районирование должно способствовать укреплению единства всех частей государственной территории России и обеспечивать управление ими, т.е. решать политические задачи.
В то же время территориальное управление, отсутствующее в экономических районах, присутствует в элементах административно - территориального деления (областях, краях), а также в республиках. Само административно - территориальное деление значительно устарело.
России необходимо:
1. Проведение нового комплексного общественного районирования, способствующего решению не только экономических задач.
2. Новое административно-территориальное деление - создание единообразных (одного ранга и уровня) субъектов Российской Федерации.
Но пока это не осуществлено, а области, края и особенно республики имеют большие права, которые целесообразно использовать для совершенствования районирования.
Еще статьи по географии
Региональные особенности и рекреационные ресурсы Дальнего Востока и Сибири
Рекреационные
ресурсы - это природные и антропогенные геосистемы, тела и явления природы,
артефакты, которые обладают комфортными свойствами и потребительской стоимостью
для рекреационной д ...
География Швейцарии
Швейцария
- это элегантные города и знаменитые курорты с уютными отелями, величественные
горы, чистейшие озера, живописные склоны зеленых холмов и уникальная культура.
Здесь на малом простр ...
Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья
Дальний
Восток - крупнейший экономический район страны по территории - 6.2 млн. кв. км
(36.4% территории Российской Федерации). Численность населения - 8.032 млн.
человек(5.4% населения Рос ...