В чем особенность отраслевого состава машиностроения? По каким признакам и на какие группы можно подразделить входящие в него отрасли

Машиностроение является ведущей отраслью промышленности. Ему принадлежит первое место по стоимости выпускаемой продукции и числу занятых рабочих. В структурном отношении это наиболее сложная и разветвленная отрасль промышленного производства. В составе машиностроения выделяется около 80 специализированных отраслей и производств, объединенных между собой общностью технологии и используемого сырья.

Для изготовления различных машин требуется неодинаковое количество металла. Больше всего его необходимо для тяжелого машиностроения. Это - производство горного, металлургического, нефтяного оборудования, тепловозов, мощных паровых котлов и турбин. Предприятия тяжелого машиностроения выгодно размещать вблизи металлургических заводов.

В зависимости от назначения выпускаемой продукции различают энергетическое, транспортное, строительно-дорожное, сельскохозяйственное машиностроение и многие другие отрасли. Выделяются также приборостроение, станкостроение, электротехническая промышленность и т.д.

Производство продукции в машиностроении связано с различными затратами труда. В станкостроении, приборостроении, радио- и электронной промышленности затраты труда велики, требуются рабочие высокой квалификации. Это - трудоемкие производства. Их размещение зависит от наличия высококвалифицированных кадров. Центрами указанных производств являются, как правило, крупные города, в которых имеются научно-исследовательские и проектно-конструкторские учреждения.

Многие отрасли машиностроения ориентируются в своем размещении на районы потребления их продукции. Это относится в первую очередь к выпуску машин и оборудования для ряда отраслей. Угольные комбайны, врубовые машины выпускаются в районах добычи угля, машины для уборки торфа - в районах торфяной промышленности и т. д. Зерновые, свекло- и хлопкоуборочные комбайны, чаесборочные машины производятся в районах, где получили развитие соответствующие отрасли сельского хозяйства. Территориальное совпадение мест потребления продукции с районами источников сырья представляет собой наиболее выгодный вариант размещения машиностроительных предприятий.

Машиностроительные заводы - это либо специализированные предприятия, выпускающие отдельные детали, заготовки, либо сборочные, завершающие процесс производства машин и механизмов. В любом случае они кооперируются со множеством других предприятий. Осуществление этих производственных связей возможно лишь при наличии развитой транспортной сети. Поэтому один из главных факторов размещения всех отраслей машиностроения - транспортное положение пункта, которое обеспечивает бесперебойные связи с предприятиями-смежниками. Кооперирующиеся между собой предприятия выгодно размещать недалеко друг от друга. Они образуют тогда машиностроительные комплексы, в которых взаимосвязанные в производственном отношении заводы совместно участвуют в выпуске готовой продукции.

При выборе мест строительства новых крупнейших автомобильных заводов - Волжского в г.Тольятти и Камского в г. Набережные Челны -учитывались близость металлургических баз Урала и Юга, мощная строительная индустрия в Поволжье. Не последнюю роль сыграло наличие удобных путей сообщения, связывающих Поволжье с западными и восточными районами, со странами СЭВ.

Крупными центрами автомобильной промышленности являются также Москва, Горький, Минск, Жданов, Ульяновск, Запорожье, Львов, Кременчуг. Железнодорожное машиностроение развито в Новочеркасске и Тбилиси (электровозы), Ворошиловграде, Харькове, Коломне (тепловозы), Калинине, Риге, Брянске, Мытищах (вагоны) и др. Крупнейший в стране вагоностроительный завод построен в г. Абакане (Восточная Сибирь). Различные типы морских и речных судов выпускаются предприятиями Ленинграда, Горького, Херсона, Николаева, Астрахани, Тюмени.

Тракторные заводы размещены в Харькове, Волгограде, Челябинске, Минске, Владимире, Липецке, Павлодаре. Зерноуборочные комбайны поставляют заводы Ростова-на-Дону, Таганрога и Красноярска. Ведущие центры тяжелого машиностроения - это Свердловск, Краматорск, Жданов, Караганда, Новосибирск.

Наибольшее развитие машиностроение получило в Европейской части СССР. Здесь имеются квалифицированные трудовые ресурсы, широкая сеть конструкторских, проектных, научно-исследовательских учреждений, хорошо развиты пути сообщения, ощущается большая потребность в продукции машиностроения.

129. Используя карту и статистический материал охарактеризуйте одну из металлургических баз по плану

географическое положение;

доля в производстве металла;

источники сырья;

источники топлива.

К металлическим рудам относятся руды железа, марганца, хрома, алюминия, свинца и цинка, меди, олова, золота, платины, никеля, вольфрама, молибдена и др. Размеры их добычи и состав существенно влияют на экономику отдельных стран, развитие и размещение промышленности.

Перейти на страницу: 1 2

Еще статьи по географии

Исследования Центральной Арктики
Идею исследования Арктики с самолёта впервые высказал Руал Амундсен. В 1925 году Амундсен вместе с американцем Линкольном Элсуортом организовал первую воздушную экспедицию в Арктический бас ...

Мещера – чудо Восточно-Европейской равнины
Восточно-Европейская равнина (или Русская равнина) - одна из крупнейших по площади равнин мира. Среди всех равнин нашей Родины только она выходит к двум океанам. Россия расположена в Центра ...

Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья
Дальний Восток - крупнейший экономический район страны по территории - 6.2 млн. кв. км (36.4% территории Российской Федерации). Численность населения - 8.032 млн. человек(5.4% населения Рос ...