В чем особенность отраслевого состава машиностроения? По каким признакам и на какие группы можно подразделить входящие в него отрасли

Машиностроение является ведущей отраслью промышленности. Ему принадлежит первое место по стоимости выпускаемой продукции и числу занятых рабочих. В структурном отношении это наиболее сложная и разветвленная отрасль промышленного производства. В составе машиностроения выделяется около 80 специализированных отраслей и производств, объединенных между собой общностью технологии и используемого сырья.

Для изготовления различных машин требуется неодинаковое количество металла. Больше всего его необходимо для тяжелого машиностроения. Это - производство горного, металлургического, нефтяного оборудования, тепловозов, мощных паровых котлов и турбин. Предприятия тяжелого машиностроения выгодно размещать вблизи металлургических заводов.

В зависимости от назначения выпускаемой продукции различают энергетическое, транспортное, строительно-дорожное, сельскохозяйственное машиностроение и многие другие отрасли. Выделяются также приборостроение, станкостроение, электротехническая промышленность и т.д.

Производство продукции в машиностроении связано с различными затратами труда. В станкостроении, приборостроении, радио- и электронной промышленности затраты труда велики, требуются рабочие высокой квалификации. Это - трудоемкие производства. Их размещение зависит от наличия высококвалифицированных кадров. Центрами указанных производств являются, как правило, крупные города, в которых имеются научно-исследовательские и проектно-конструкторские учреждения.

Многие отрасли машиностроения ориентируются в своем размещении на районы потребления их продукции. Это относится в первую очередь к выпуску машин и оборудования для ряда отраслей. Угольные комбайны, врубовые машины выпускаются в районах добычи угля, машины для уборки торфа - в районах торфяной промышленности и т. д. Зерновые, свекло- и хлопкоуборочные комбайны, чаесборочные машины производятся в районах, где получили развитие соответствующие отрасли сельского хозяйства. Территориальное совпадение мест потребления продукции с районами источников сырья представляет собой наиболее выгодный вариант размещения машиностроительных предприятий.

Машиностроительные заводы - это либо специализированные предприятия, выпускающие отдельные детали, заготовки, либо сборочные, завершающие процесс производства машин и механизмов. В любом случае они кооперируются со множеством других предприятий. Осуществление этих производственных связей возможно лишь при наличии развитой транспортной сети. Поэтому один из главных факторов размещения всех отраслей машиностроения - транспортное положение пункта, которое обеспечивает бесперебойные связи с предприятиями-смежниками. Кооперирующиеся между собой предприятия выгодно размещать недалеко друг от друга. Они образуют тогда машиностроительные комплексы, в которых взаимосвязанные в производственном отношении заводы совместно участвуют в выпуске готовой продукции.

При выборе мест строительства новых крупнейших автомобильных заводов - Волжского в г.Тольятти и Камского в г. Набережные Челны -учитывались близость металлургических баз Урала и Юга, мощная строительная индустрия в Поволжье. Не последнюю роль сыграло наличие удобных путей сообщения, связывающих Поволжье с западными и восточными районами, со странами СЭВ.

Крупными центрами автомобильной промышленности являются также Москва, Горький, Минск, Жданов, Ульяновск, Запорожье, Львов, Кременчуг. Железнодорожное машиностроение развито в Новочеркасске и Тбилиси (электровозы), Ворошиловграде, Харькове, Коломне (тепловозы), Калинине, Риге, Брянске, Мытищах (вагоны) и др. Крупнейший в стране вагоностроительный завод построен в г. Абакане (Восточная Сибирь). Различные типы морских и речных судов выпускаются предприятиями Ленинграда, Горького, Херсона, Николаева, Астрахани, Тюмени.

Тракторные заводы размещены в Харькове, Волгограде, Челябинске, Минске, Владимире, Липецке, Павлодаре. Зерноуборочные комбайны поставляют заводы Ростова-на-Дону, Таганрога и Красноярска. Ведущие центры тяжелого машиностроения - это Свердловск, Краматорск, Жданов, Караганда, Новосибирск.

Наибольшее развитие машиностроение получило в Европейской части СССР. Здесь имеются квалифицированные трудовые ресурсы, широкая сеть конструкторских, проектных, научно-исследовательских учреждений, хорошо развиты пути сообщения, ощущается большая потребность в продукции машиностроения.

129. Используя карту и статистический материал охарактеризуйте одну из металлургических баз по плану

географическое положение;

доля в производстве металла;

источники сырья;

источники топлива.

К металлическим рудам относятся руды железа, марганца, хрома, алюминия, свинца и цинка, меди, олова, золота, платины, никеля, вольфрама, молибдена и др. Размеры их добычи и состав существенно влияют на экономику отдельных стран, развитие и размещение промышленности.

Перейти на страницу: 1 2

Еще статьи по географии

Республика Белоруссия
Республика Беларусь - это официальное название государства. Территория составляет - 207,6 тыс. км2. Население - 10 млн. человек. Столица - Минск (1,7 млн. жителей). Белоруссия - унитарное д ...

Современное состояние машиностроения Сибири
Актуальность темы. В число основных приоритетов экономической политики России, заявленных на самом высоком политическом уровне, входит переход от преимущественно «сырьевой» модели экономики ...

Современный образ малого города (на примере г. Рузаевка)
Актуальность исследования. Важная роль в экономической, культурной и политической жизни России принадлежит городам. Российские города представляют собой места сосредоточения людского потенци ...