Исследование рельефа дна

После окончания Великой Отечественной войны исследования Центральной Арктики развернулись в самом широком масштабе. Последовательно проводилась новая система работ: в заранее определённых пунктах на лёд со специально приспособленных самолётов, весной, на сравнительно короткое время - от нескольких часов до двух-трёх суток - высаживались небольшие группы исследователей разных специальностей. В 1948-1949 годах 20 таких «прыгающих отрядов» выполнили несколько сот определений глубины в ряде участков Центральной Арктики, ранее никем не посещавшихся. Промеры дали неожиданные результаты - 1290 и 1005 м. Основываясь на этом открытии, я. Гаккель предсказал существование подводной горной системы, позднее названной хребтом Ломоносова, и показал её на карте от Новосибирских островов до острова Элсмир. Весной того же года группой магнитолога М.Е. Острекина на меридиане острова Врангеля обнаружена глубина 1234 м - первое указание на существование ещё одного поднятия, впоследствии получившего имя Д.И. Менделеева.

Материалы, собранные «прыгающими отрядами» за относительно небольшой период времени, позволили убрать с карты Арктики многочисленные мифические «земли» и положили начало коренному изменению представлений о рельефе дна Северного Ледовитого океана. Но, уже тогда было ясно, что сезонные наблюдения недостаточны как для углублённого изучения Центральной Арктики, так и для практических целей - полного освоения Северного морского пут и прогнозов погоды. Поэтому в 1950 году возобновились долгосрочные исследования на дрейфующих научных станциях по образцу «СП-1», но с увеличением количества людей. В первую очередь обследованию подвергся один из наименее изученных районов Центральной Арктики, расположенный к северу от Чукотского моря. Весной 1950 года под начальством М.М. Сомова была организована «СП-2». Для неё заранее выбрали большое ледяное поле примерно в 600 км к северо-востоку от острова Врангеля площадью около 30 км2 и толщиной около 3 м. 31 марта, когда доставили первую группу, станция находилась на 76о 10/ с.ш, 166о 36/ з.д. Все работники по два-три человека размещались в каркасных палатках. Для лаборатории и приборов имелись отдельные полярные юрты. Летом появлялось много забот: передвигаться по ледяному полю, покрытому толстым слоем тающего снега, было очень тяжело. Часто вода проникала в жилища и вынуждала переносить их на новое место. Постоянно приходилось спускать с льдины талую воду, а для этого приходилось рубить каналы или бурить скважины.

Осенью эти неприятности сменились обычными для зимовщиков трудностями, связанными с морозами, метелями и мраком полярной ночи. Всё осложнилось в начале февраля 1951 года, когда из-за многочисленных подвижек льдов, сопровождавшихся сильным сжатием и образованием огромных торосов, ледяное поле раскололось. При этом две трещины прошли прямо под рабочими помещениями, часть которых разрушилось, а оборудование погибло. Через несколько дней на лагерь один за другим начали надвигаться торосы, и льдина снова раскололась, на этот раз на мелкие осколки площадью в несколько сот квадратных метров каждый. Спасаясь от гибели, зимовщики в поисках прочного поля расходились в метель в разные стороны, ежечасно рискуя жизнью, пока не нашли сравнительно надёжную льдину в 1 км от берега.

апреля, когда станция находилась на 81о 44/ с.ш., 163о 48/ з.д. её эвакуировали. За 376 дней дрейфа она прошла, описывая зигзаги и петли, около 2600 км, но по прямой линии только 635 км.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Еще статьи по географии

Защите склонов и оврагов от эрозии
Эрозия - это разрушение почвы струями и потоками талых, дождевых, ливневых вод или ветром. Она ведет к смыву и размыву почвы и служит причиной развития оврагов. В системе противоэрозионны ...

Дальний Восток и его значение в хозяйстве страны
Дальний Восток - уникальный регион. Уникален он, прежде всего, по своим природным ресурсам, огромной территории, климатом и географическим положением. Огромные размеры района, его протяж ...

Развитие и размещение ведущих отраслей промышленности Центрального федерального округа
Центральный федеральный округ - занимает центральное, выгодное в транспортном и других отношениях положение. Центральный федеральный округ занимает центральную часть Восточно-Европейской ра ...