Фритьоф Нансен

Фритьоф Нансен/Fridtjof Nansen (1861-1930г.г.) - норвежский полярный исследователь, совершил лыжный переход через ледяное плато Гренландии, командовал знаменитым дрейфом "Фрама" северо-восточным и северо-западным путем, лауреат Нобелевской премии мира за 1922 год. Был послом Норвегии в Великобритании и США.

В 1888 году он совершил переход через Гренландию. Нансен поставил перед собой в высшей степени крупную и трудную задачу - переход через всё ледяное плато Гренландии от восточного её берега до западного. Весь труд по снаряжению экспедиции он взял на себя. Экспедиция отправилась в путь в 1888 году. Вместе с пятью товарищами Фритьоф пытался высадиться близ восточного побережья Гренландии. Ценой невероятных усилий группа на лодках прошла сквозь плавучие льды Арктики и достигла побережья. Дальнейшее продвижение осуществлялось на лыжах через неизвестную территорию, а 3 октября 1888 года они достигли западного побережья, совершив первый переход через льды Гренландии. Во время всего путешествия Нансен и его спутники вели метеорологические наблюдения и собирали научные материалы. Шестеро путешественников вернулись в Норвегию и были чествуемы всей нацией.

В 1893-1896 годах произошел исторический дрейф судна «Фрам». Экспедиция отправилась в путь в июне 1893 года из Христиании (современный Осло). На запас имелось провизии на пять лет и топлива на восемь. «Фрам» проследовал вдоль северного побережья Сибири. Не доходя до Новосибирских островов около 100 миль, Нансен изменил курс на более северный. К 20 сентября, достигнув 79º с.ш., «Фрам» прочно вмерз в паковый лед. Нансен и его команда приготовились к дрейфу на запад, к Гренландии. Дрейф «Фрама» прошел не так близко к полюсу, как надеялся Нансен. Он решил предпринять попытку броска к полюсу, взяв с собой одного из самых сильных и выносливых участников экспедиции, Ялмара Йохансена. В марте 1895 года Нансен в сопровождении Йохансена покинул корабль, который в это время находился на северной широте 84°05' и восточной долготе 101°35'. Их попытка не увенчалась успехом. Условия оказались сложнее, чем предполагалось - им часто преграждали путь ледовые торосы или участки открытой воды, что создавало препятствия. Наконец, достигнув 86º14’ с.ш., они решили повернуть назад, и отправились к Земле Франца-Иосифа. Нансен и Йохансен не достигли полюса, но они подошли к нему ближе, чем все предыдущие путешественники. Через три месяца Нансену и Йохансену удалось добраться до Земли Франца-Иосифа, где они зазимовали в выстроенной ими из шкур моржей и камней землянке.

Летом 1896 года Нансен неожиданно встретился на Земле Франца-Иосифа с английской экспедицией Джексона, на судне которой "Windward" он и вернулся 13 августа в Вардё, пробыв в Арктике три года. Ровно через неделю в Норвегию вернулся и "Фрам", блестяще закончивший свой исторический арктический дрейф. (Рис.1). Теория Нансена подтвердилась - судно следовало по течению, о существовании которого он предполагал. Кроме того, экспедиция собрала ценные данные о течениях, ветрах и температурах в Арктике и уверенно доказала, что с евроазиатской стороны в приполярном районе не суша, а глубокий, покрытый льдом, океан. Особое значение путешествие «Фрама» имело для молодой науки океанологии. Для Нансена это ознаменовало существенный поворот в его деятельности. Океанография стала основным предметом его исследований.

Несколько лет Нансен занимался обработкой результатов экспедиции и написал несколько работ, включая популярное описание экспедиции в двух томах Fram over Polhavet. Den norske polarfærd 1893-1896 (1897). Эта книга немедленно была переведена на немецкий, английский и русский языки, но выходила под разными названиями: In Nacht und Eis: Die norwegische Polarexpedition 1893-96 («В ночи и льду: норвежская полярная экспедиция 1893-1896 годов») Farthest North («Дальше на север»). Русские дореволюционные переводы обычно назывались «В стране льда и ночи» (1898, 1902), а переводы советского времени - «Фрам» в Полярном море» (1940, 1956, переиздано в 2007 году).

Перейти на страницу: 1 2

Еще статьи по географии

Экономика Венгрии и ее социальное развитие
Венгрия - среднеразвитая индустриально-аграрная страна, столицей которой является Будапешт. Она принимает активное участие в международной торговле. Эта страна имеет достаточно развитую инф ...

Рекреационный потенциал Восточного Приазовья и его использование
Приазовье - это территория прилегающая к Азовскому морю. Восточное (Кубанское) Приазовье - это одна из наиболее своеобразных частей не только Краснодарского края, но и всего Юга России, как ...

Использование биоклиматических характеристик для оценки погоды
Деятельность человека, связанная с организацией отдыха, досуга в выходные дни, туризма и здравоохранения, немыслима без биоклиматологического анализа и оценки окружающей среды. Влияние ...