Международно-правовой режим Арктики

Процедура установления законных границ шельфа осуществляется следующим образом:

прибрежное государство проводит исследования, составляет карты, готовит заявку и соответствующие документы для предоставления в Комиссию ООН по границам континентально шельфа;

подготовленный материал передается Генеральному секретарю ООН, который, проверив правильность и подлинность исследований, доказательств и документов, публикует карты и пояснительные записки к ним;

после вышеописанных действий границы континентального шельфа прибрежного государства считаются подлинно легитимными.

В Конвенции указан предельный срок подачи заявки государства на определение границ континентального шельфа - 10 лет с момента её ратификации. По истечении этого срока заявки не принимаются.

Также часть XI Конвенции регулирует деятельность Международного органа по морскому дну, созданного для организации деятельности в глубоководных районах морского дна за пределами национальных юрисдикций и управления минеральными ресурсами этих районов.

В целом, Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г. ратифицировали 159 стран. Приарктические государства присоединялись к Конвенции в следующем хронологическом порядке: Норвегия - 24 июня 1996 г., Российская Федерация - 12 марта 1997 г., Канада - 7 ноября 2003 г., Дания - 16 ноября 2004 г. США пока не ратифицировали Конвенцию, т.к. их не устроил тот факт, что в соответствии с этим документом Международный орган по морскому дну наделяется монополией на координацию всей деятельности, касающейся природных ископаемых и разведочных операций, в международном пространстве морского дна. Однако 31 октября 2007 г. Сенат США по иностранным делам принял решение о том, что ратификация Конвенции произойдет в ближайшие сроки.

В августе 2008 г. учеными Даремского университета (Durham University, Англия) была разработана первая полная карта спорных территорий Арктики (см. приложение 1). В своем исследовании ученые руководствовались историческими и современными аргументами стран на право собственности в Арктике. Согласно вышеупомянутой карте можно разделить всю Арктику на 3 вида территорий, которые условно можно обозначить А, Б и В.

А - районы с юридически закрепленными границами между странами.

Б - территории, на которые были предоставлены и приняты официальные заявки претендующих стран.

В - шельфовые зоны, на которые страны изъявляют желание претендовать, но их заявки либо еще не поданы, либо поданы, но не приняты Комиссией ООН.

Проводя анализ данной карты, необходимо заметить, что в первую очередь на ней представлены границы приарктических государств, их внутренние воды, а также исключительные экономические зоны (exclusive economic zones), которые в соответствии со статьей 60 Конвенции ООН по морскому праву 1982г. составляют 200 морских миль. По большей части, эти территории относятся к зоне А, т.к. они являются юридически закрепленными и неприкосновенными зонами приарктических государств. В их черте государство имеет право на разведку, добычу и управление всеми природными ресурсами. Однако не все из этих территорий можно отнести к зоне А, т.к. исключительные зоны некоторых соседних стран, таких как, например, Россия и Норвегия, могут перекрывать друг друга, в связи с чем требуется их дополнительное урегулирование.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Еще статьи по географии

Природа островов Океании
Тема моей курсовой работы - Природа островов Океании. Это очень интересная тема, потому что природа на островах и на материках сильно различается вследствие изоляции островов. Остров - уч ...

Современный образ малого города (на примере г. Рузаевка)
Актуальность исследования. Важная роль в экономической, культурной и политической жизни России принадлежит городам. Российские города представляют собой места сосредоточения людского потенци ...

Картографические методы оценки экологического состояния территории
Загрязнение биосферы, исчерпание природных ресурсов, разрушение экосистем, потеря природной способности самовосстановления - все это сложные и опасные процессы, развитие которых вызвано и с ...