Международно-правовой режим Арктики

На сегодняшний день в Арктике юридически зафиксированы границы исключительных экономических зон между следующими государствами:

Россией и США. Соглашение 1990г. о продлении исключительной экономической зоны США за пределы 200 морских миль и создании «Специальной Восточной Зоны» («Eastern Special Area»).

Данией (Гренландией) и Канадой. Границы зон определены согласно Конвенции ООН 1982 г.: по 50% водной территории принадлежит каждому из государств.

Данией (Гренландией), Исландией и Норвегией. Границы также определены в соответствии с Конвенцией ООН 1982 г. Помимо этого, в 1920 г. Исландия и Норвегия подписали договор, по которому между двумя государствами была создана так называемая «общая зона» («joint zone»). Идея разработки соглашения по данному вопросу была вызвана невозможностью стран договориться, как будут использоваться перекрывающие друг друга их исключительные зоны. Согласно подписанному договору, страны разрабатывают перекрывающую зону совместно, но также имеют право на разработку 25 % месторождений прилегающего государства не далее обозначенных границ (между интервалами 68° и 70° 35 северной широты и 6° 30’ и 10° 30’ западной долготы).

Отношения между Россией и Норвегией регулируются Шпицбергенским трактатом 1920 г., согласно которому над Архипелагом Шпицберген устанавливается суверенитет Норвегии, а государства - участники договора (50 стран, в том числе Россия) имеют право на эксплуатацию естественных ресурсов самого Шпицбергена, а также его территориальных вод. В связи с тем, что условия трактата неоднократно нарушались как со стороны Норвегии, так и России, в 1978г. странами был подписан договор о так называемой «Серой Зоне» («Grey Zone»), в соответствии с которым Россия и Норвегия допустили присутствие обоих государств общей зоне, равной 19475 км. кв. Однако пока данный трактат не был ратифицирован российской стороной и вопрос о границах между Россией и Норвегией остается открытым.

Также юридически не закреплены границы исключительных экономических зон между США и Канадой. Канадская сторона заявляет, что воды моря Бофорта были разделены еще в 1825 г., когда Аляска принадлежала России. В соответствии с соглашением 1825 г. между Россией и Великобританией, граница между Российской Аляской и канадской территорией Юкон должна проходить по 140° западной долготы, соответственно также предполагалось делить и море Бофорта. США с данной позицией не согласны и заявляют о том, что данные границы не могут быть признаны. Они готовы провести раздел моря Бофорта в соответствии с Конвенцией ООН 1982 г. В случае, если позиция США будет принята, перекрывание канадской и американской исключительных зон составит 7000 км.кв. и также будет подлежать урегулированию в юридическом порядке.

Исходя из всего вышесказанного, следует вывод о том, что проблемы с юридическим урегулированием прав собственности на арктический шельф начинаются еще с водных зон, находящихся в непосредственной близости к сухопутным территориям приарктических государств. В связи с этим, следует ожидать, что дальнейшее изучение спорных территорий Арктики, находящихся ближе к Северному полюсу и дальше от сухопутных границ претендующих государств, будет еще более проблематичным, т.к., скорее всего, большинство претензий стран на арктический шельф будут лишены юридической силы.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Еще статьи по географии

Источники по истории Первой Камчатской экспедиции
Первая Камчатская экспедиция 1725-1730 гг. занимает в истории науки особое место. Она была первой в истории России крупной морской научной экспедицией, предпринятой по решению правительства. ...

Этнические факторы регионализма (диффузия рас, Родина, этногенез, этические признаки и контакты) на примере Бельгии
Страноведение - географическая дисциплина, занимающаяся комплексным изучением стран, систематизирующая и обобщающая разнородные данные об их природе, населении, хозяйстве, культуре и социал ...

Инфраструктурный комплекс России. Сибирский федеральный округ, экономико-географическая характеристика
Провозглашенное правительством построение в России инновационной экономики требует хотя бы минимальной инфраструктурной обеспеченности. Чтобы эффективно работать люди должны иметь нормально ...