Актуальность темы. В число основных приоритетов экономической политики
России, заявленных на самом высоком политическом уровне, входит переход от
преимущественно «сырьевой» модели экономики к «инновационной». Так, в
выступлении Президента Российской Федерации В.В. Путина на VIII съезде партии
«Единая Россия» (1 октября 2007 года) было отмечено, что «надо в первую очередь
создать условия для опережающего, инновационного развития России, ее экономики.
И главная задача этого нового этапа - стимулирование повсеместного внедрения
изобретений, передовых технологий и современных методов управления». Это также
отражено в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации» до 2030 г.
Применительно к отечественному машиностроительному комплексу, в котором
традиционно наибольший вес имеют предприятия, относящиеся или ранее
относившиеся к оборонно-промышленному комплексу (ОПК), это означает, прежде
всего, качественное возрастание объемов производства высокотехнологичной
продукции гражданского назначения, конкурентоспособной на внутреннем и внешних
рынках.
В проекте «Концепции долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации» Министерства экономического развития и торговли
Российской Федерации (октябрь 2007 г.) отмечены характерные дисбалансы
регионального развития и необходимость их коррекции, в т.ч. путем формирования
региональных зон опережающего развития. К числу перспективных региональных зон
опережающего развития в рамках инновационного сценария авторами проекта
отнесена «группа городов Сибири с высоким уровнем развития человеческого
капитала и потенциалом развития инновационной экономики».
Практически все важнейшие стратегические задачи российской экономики и
приоритеты ее структурной перестройки и модернизации связаны с Сибирью. На ее
территории решаются главные проблемы развития ТЭК страны, значительная часть
проблем обрабатывающих производств, продовольственного и
транспортно-коммуникационного комплексов, обновления научно-технического
потенциала, трансформации экономики Крайнего Севера и приравненных к нему
местностей.
Особую актуальность это приобретает для целого ряда регионов Сибири, по
структуре экономики не относящихся к экономически благополучным «сырьевым»
субъектам Федерации, но обладающих значительным промышленным и
научно-техническим потенциалом советского исторического периода, сумевших по
большей части сохранить его при деструктивных процессах периода 1990-х годов, а
для ряда предприятий и отраслей - даже обеспечить его дальнейшее развитие.
Модернизация российской экономики и в частности машиностроения
приобретает в современных экономических условиях особую актуальность для
Сибирского региона. Сибирские машиностроительные предприятия наиболее сильно
пострадали во время кризиса как 1990-х гг., так и продолжающегося кризиса
2008-2010 гг. Удаленность от рынков сбыта, высокие транспортные расходы,
географическая разрозненность предприятий, наличие больших
социально-экономических проблем в регионах и близость мощных конкурентов
(Япония, Республика Корея, Китай) - эти факторы только усугубляют сегодня
тяжелую ситуацию в сибирском машиностроении.
Машиностроительный комплекс занимает особое положение в экономике Сибири:
обеспечивая ее средствами производства, он относится к стратегическим отраслям
региона. Потеря машиностроительного производства в Сибири была бы невосполнимой
утратой для территории.
Объектом исследования в работе является машиностроительный комплекс
сибирского региона
Предмет исследования: особенности структуры, современного состояния и
перспективы развития машиностроительного комплекса Сибири в условиях развития
кризиса и модернизации российской экономики
Цель работы: оценить современной состояние машиностроительного комплекса в
Сибири, выявить факторы, проблемы и перспективы развития в условиях
модернизации экономики России.
Задачи исследования:
.Проанализировать теоретические основы организации и функционирования
машиностроительного комплекса Сибири.
.Показать роль и значение машиностроительного комплекса в экономике
России и Сибири.
. Охарактеризовать особенности отраслевого состава и функционального
состояния машиностроения Сибири.
. Раскрыть закономерности территориального размещения машиностроительных
предприятий в регионах Сибири, разработать классификацию сибирских территорий
по уровню развитию машиностроения.
. Оценить проблемы и перспективы развития машиностроительного комплекса
Сибири в условиях кризиса и идущей модернизации российской экономики.
При написании данной работы использовались следующие методы и подходы -
анализа, синтеза, классификация объектов, их ранжирование. Для работы с
цифровыми данными применялся статистический метод, картографический метод
использовался при выявлении территориальных различий машиностроительного
комплекса в Сибирском регионе. Исторический подход в работе проявился в
создании временных причинно-следственных связей развития машиностроения в
советский период , 1990-е гг., 2000-е гг., а также при определении будущего.
Также в работе применялся системный подход для объяснения современного кризиса
в машиностроении Сибири.
Методологические основы исследования.
Машиностроительный комплекс России, уже достаточно давно является
объектом научного исследования географов и экономистов России. Однако
машиностроение именно Сибирского региона исследовано гораздо хуже. Наиболее
значимые труды по этой проблематике принадлежат группе ученых Института
экономики и организации промышленного производства СО РАН (Амосенок Э.П.,
Бажанов В.А., Соколов А.В. и д.р.), большинство их научных работ относится к
1980-2000-м гг. Сегодня можно говорить о достаточно сильном научном
направлении, научной школе, изучающей развитие сибирского машиностроения на
базе данного Института СО РАН. Также достаточно часто машиностроение Сибири
характеризовалось в работах, описывающих экономику Сибири, России в целом.
Достаточно скромное обращение в научных изданиях к теме сибирского
машиностроения можно увидеть при анализе центральных, московских изданий.
Методологической особенностью данной темы в последние годы стала попытка
рассмотрения, анализ машиностроения как фактора, необходимого звена развития
Сибирской территории и модернизации экономики. Сибирские ученые в своих работах
проводят прямую аналогию между развитием машиностроения и переходом от
ресурсной экономики к инновационной.
При написании данной работы использовались несколько групп
источников и литература:
.Первая группа источников - это официальные документы долгосрочного
развития, утвержденные ведомствами и министерствами РФ. Концепция
социально-экономического развития Сибири до 2020 г. оценивает роль и место
машиностроения в будущем Сибири, Концепция развития транспортного комплекса до
2030 г, межрегиональная инвестиционная программа «Сибирское машиностроение».
..Вторую группу источников составили разнообразные статистические
материалы (справочники, статистические данные администраций регионов Сибири и
т.д.). На основании этих данных была проведена оценка современного состояния и
динамики развития машиностроительного комплекса Сибири.
. Третья группа источников - выступления, интервью руководителей
отраслевых министерств и регионов РФ в Составе Сибири. Данные мнения позволяют
оценить политику власти по развитию машиностроительного комплекса, определению
важнейших проблем развития и т.д.
При написании данной работы использовалась и разнообразная литература.
Так монография «Машиностроение как доминанта в инновационных процессах»
позволила раскрыть значение машиностроительного комплекса для модернизации и
инновационного обновления экономики Сибири. Работа «Инновационная экономика
России» помогла определить место машиностроения в российской модернизации, а
монография «Конкурентоспособность России в глобальной экономике» показала
кризисные явления 1990-х гг., что было ценно при объяснении спада
машиностроительного производства в Сибири в 1990-х гг.
Также в работе использовались публикации, освещающие отдельные проблемы
развития машиностроения в Сибири, материалы СМИ: журналов «Эксперт-Сибирь»
«ЭКО», «Регион», Российской газеты, профильного издания «Энергия промышленного
роста», и т.д.
Практическая и теоретическая новизна данной работы определяется тем, что
в работе отобран, проанализирован, обобщен и систематизирован материал по теме
исследования. Создан аналитический обзор современного состояния и развития
машиностроительного комплекса в регионах РФ в составе Сибири по двум основным
направлениям - особенностям отраслевого состава и территориального размещения.
Произведена попытка оценить влияние современного кризиса (2008-2010 гг.) на
развитие и состояние машиностроительного комплекса, а также проанализированы
перспективы и стратегии развития с учетом современной кризисной экономической
ситуации.
В работе представлены оригинальные, составленные автором, графические и
картографические материалы в виде схем, картосхем, диаграмм, графиков.
Практическая значимость заключается в возможности использования
материалов исследования в курсах «Современное состояние и особенности развития
и размещения экономики России», «Экономическая и социальная география Сибири и
задачи региональной политики», «Актуальные проблемы экономической и социальной
географии России», в рамках тем, посвященных инновационному развитию экономики
России и территорий Сибирского региона.
Структура и содержание работы. Работа состоит из введения, трех глав,
заключения и списка литературы. Работа содержит 95страниц, 15 таблиц, 21
рисунок, список источников содержит 47 наименований.
Еще статьи по географии
Климат полуострова Индостан
Климатология
рассматривает вопросы происхождения, структуры и динамики климатических
явлений, законы их развития и преобразование в результате хозяйственной
деятельности человеческого общес ...
Современный образ малого города (на примере г. Рузаевка)
Актуальность исследования. Важная роль в экономической, культурной и
политической жизни России принадлежит городам. Российские города представляют
собой места сосредоточения людского потенци ...
Сингапур в системе международных экономических отношений
Первые упоминания о Сингапуре имеются в китайских хрониках III века.
Остров был оплотом империи Шривиджая, с центром на Суматре. В XV-XVI веках
Сингапур входил в состав султаната Джохор. В 1 ...