Современное состояние машиностроения Сибири

Актуальность темы. В число основных приоритетов экономической политики России, заявленных на самом высоком политическом уровне, входит переход от преимущественно «сырьевой» модели экономики к «инновационной». Так, в выступлении Президента Российской Федерации В.В. Путина на VIII съезде партии «Единая Россия» (1 октября 2007 года) было отмечено, что «надо в первую очередь создать условия для опережающего, инновационного развития России, ее экономики. И главная задача этого нового этапа - стимулирование повсеместного внедрения изобретений, передовых технологий и современных методов управления». Это также отражено в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации» до 2030 г.

Применительно к отечественному машиностроительному комплексу, в котором традиционно наибольший вес имеют предприятия, относящиеся или ранее относившиеся к оборонно-промышленному комплексу (ОПК), это означает, прежде всего, качественное возрастание объемов производства высокотехнологичной продукции гражданского назначения, конкурентоспособной на внутреннем и внешних рынках.

В проекте «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации» Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации (октябрь 2007 г.) отмечены характерные дисбалансы регионального развития и необходимость их коррекции, в т.ч. путем формирования региональных зон опережающего развития. К числу перспективных региональных зон опережающего развития в рамках инновационного сценария авторами проекта отнесена «группа городов Сибири с высоким уровнем развития человеческого капитала и потенциалом развития инновационной экономики».

Практически все важнейшие стратегические задачи российской экономики и приоритеты ее структурной перестройки и модернизации связаны с Сибирью. На ее территории решаются главные проблемы развития ТЭК страны, значительная часть проблем обрабатывающих производств, продовольственного и транспортно-коммуникационного комплексов, обновления научно-технического потенциала, трансформации экономики Крайнего Севера и приравненных к нему местностей.

Особую актуальность это приобретает для целого ряда регионов Сибири, по структуре экономики не относящихся к экономически благополучным «сырьевым» субъектам Федерации, но обладающих значительным промышленным и научно-техническим потенциалом советского исторического периода, сумевших по большей части сохранить его при деструктивных процессах периода 1990-х годов, а для ряда предприятий и отраслей - даже обеспечить его дальнейшее развитие.

Модернизация российской экономики и в частности машиностроения приобретает в современных экономических условиях особую актуальность для Сибирского региона. Сибирские машиностроительные предприятия наиболее сильно пострадали во время кризиса как 1990-х гг., так и продолжающегося кризиса 2008-2010 гг. Удаленность от рынков сбыта, высокие транспортные расходы, географическая разрозненность предприятий, наличие больших социально-экономических проблем в регионах и близость мощных конкурентов (Япония, Республика Корея, Китай) - эти факторы только усугубляют сегодня тяжелую ситуацию в сибирском машиностроении.

Машиностроительный комплекс занимает особое положение в экономике Сибири: обеспечивая ее средствами производства, он относится к стратегическим отраслям региона. Потеря машиностроительного производства в Сибири была бы невосполнимой утратой для территории.

Объектом исследования в работе является машиностроительный комплекс сибирского региона

Предмет исследования: особенности структуры, современного состояния и перспективы развития машиностроительного комплекса Сибири в условиях развития кризиса и модернизации российской экономики

Цель работы: оценить современной состояние машиностроительного комплекса в Сибири, выявить факторы, проблемы и перспективы развития в условиях модернизации экономики России.

Задачи исследования:

.Проанализировать теоретические основы организации и функционирования машиностроительного комплекса Сибири.

.Показать роль и значение машиностроительного комплекса в экономике России и Сибири.

. Охарактеризовать особенности отраслевого состава и функционального состояния машиностроения Сибири.

. Раскрыть закономерности территориального размещения машиностроительных предприятий в регионах Сибири, разработать классификацию сибирских территорий по уровню развитию машиностроения.

. Оценить проблемы и перспективы развития машиностроительного комплекса Сибири в условиях кризиса и идущей модернизации российской экономики.

При написании данной работы использовались следующие методы и подходы - анализа, синтеза, классификация объектов, их ранжирование. Для работы с цифровыми данными применялся статистический метод, картографический метод использовался при выявлении территориальных различий машиностроительного комплекса в Сибирском регионе. Исторический подход в работе проявился в создании временных причинно-следственных связей развития машиностроения в советский период , 1990-е гг., 2000-е гг., а также при определении будущего. Также в работе применялся системный подход для объяснения современного кризиса в машиностроении Сибири.

Методологические основы исследования.

Машиностроительный комплекс России, уже достаточно давно является объектом научного исследования географов и экономистов России. Однако машиностроение именно Сибирского региона исследовано гораздо хуже. Наиболее значимые труды по этой проблематике принадлежат группе ученых Института экономики и организации промышленного производства СО РАН (Амосенок Э.П., Бажанов В.А., Соколов А.В. и д.р.), большинство их научных работ относится к 1980-2000-м гг. Сегодня можно говорить о достаточно сильном научном направлении, научной школе, изучающей развитие сибирского машиностроения на базе данного Института СО РАН. Также достаточно часто машиностроение Сибири характеризовалось в работах, описывающих экономику Сибири, России в целом. Достаточно скромное обращение в научных изданиях к теме сибирского машиностроения можно увидеть при анализе центральных, московских изданий.

Методологической особенностью данной темы в последние годы стала попытка рассмотрения, анализ машиностроения как фактора, необходимого звена развития Сибирской территории и модернизации экономики. Сибирские ученые в своих работах проводят прямую аналогию между развитием машиностроения и переходом от ресурсной экономики к инновационной.

При написании данной работы использовались несколько групп источников и литература:

.Первая группа источников - это официальные документы долгосрочного развития, утвержденные ведомствами и министерствами РФ. Концепция социально-экономического развития Сибири до 2020 г. оценивает роль и место машиностроения в будущем Сибири, Концепция развития транспортного комплекса до 2030 г, межрегиональная инвестиционная программа «Сибирское машиностроение».

..Вторую группу источников составили разнообразные статистические материалы (справочники, статистические данные администраций регионов Сибири и т.д.). На основании этих данных была проведена оценка современного состояния и динамики развития машиностроительного комплекса Сибири.

. Третья группа источников - выступления, интервью руководителей отраслевых министерств и регионов РФ в Составе Сибири. Данные мнения позволяют оценить политику власти по развитию машиностроительного комплекса, определению важнейших проблем развития и т.д.

При написании данной работы использовалась и разнообразная литература. Так монография «Машиностроение как доминанта в инновационных процессах» позволила раскрыть значение машиностроительного комплекса для модернизации и инновационного обновления экономики Сибири. Работа «Инновационная экономика России» помогла определить место машиностроения в российской модернизации, а монография «Конкурентоспособность России в глобальной экономике» показала кризисные явления 1990-х гг., что было ценно при объяснении спада машиностроительного производства в Сибири в 1990-х гг.

Также в работе использовались публикации, освещающие отдельные проблемы развития машиностроения в Сибири, материалы СМИ: журналов «Эксперт-Сибирь» «ЭКО», «Регион», Российской газеты, профильного издания «Энергия промышленного роста», и т.д.

Практическая и теоретическая новизна данной работы определяется тем, что в работе отобран, проанализирован, обобщен и систематизирован материал по теме исследования. Создан аналитический обзор современного состояния и развития машиностроительного комплекса в регионах РФ в составе Сибири по двум основным направлениям - особенностям отраслевого состава и территориального размещения. Произведена попытка оценить влияние современного кризиса (2008-2010 гг.) на развитие и состояние машиностроительного комплекса, а также проанализированы перспективы и стратегии развития с учетом современной кризисной экономической ситуации.

В работе представлены оригинальные, составленные автором, графические и картографические материалы в виде схем, картосхем, диаграмм, графиков.

Практическая значимость заключается в возможности использования материалов исследования в курсах «Современное состояние и особенности развития и размещения экономики России», «Экономическая и социальная география Сибири и задачи региональной политики», «Актуальные проблемы экономической и социальной географии России», в рамках тем, посвященных инновационному развитию экономики России и территорий Сибирского региона.

Структура и содержание работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Работа содержит 95страниц, 15 таблиц, 21 рисунок, список источников содержит 47 наименований.

    Еще статьи по географии

    Оценка природного ландшафта
    Слово «ландшафт», давшее название целой отрасли географической науки, первоначально употреблялось для обозначения общей идеи о взаимосвязанном сочетании различных явлений на земной поверхно ...

    Источники по истории Первой Камчатской экспедиции
    Первая Камчатская экспедиция 1725-1730 гг. занимает в истории науки особое место. Она была первой в истории России крупной морской научной экспедицией, предпринятой по решению правительства. ...

    Составление карт по картографическим и аэрокосмическим материалам
    Тема «Составление карт по картографическим и аэрокосмическим материалам» весьма актуальна и интересна для рассмотрения, ведь на протяжении нескольких последних десятилетий топографическое ка ...