Методика оценки пейзажно-эстетических ресурсов ландшафтов

После работы экспертов проводился опрос респондентов. Известно, что пространственные предпочтения людей подчиняются общим социально-психологическим законам. То есть объективно существуют группы людей, обладающих схожим стереотипом восприятия и поведения. Такие стереотипы формируются той социально-культурной и природной средой, в которой живет человек.

Современная наука пока еще не накопила достаточного эмпирического материала для глобального обобщения данных и классификации всех людей по типам ландшафтных предпочтений. Поэтому практические работы в этом направлении сегодня ведутся, как правило, на конкретных территориях и нацелены они на исследование особенностей восприятия конкретных групп людей (например, местных жителей, туристов внутренних и внешних и т.д.).

Однако уже можно назвать те основные формальные критерии, которые напрямую связаны с факторами формирования специфических групповых стереотипов восприятия и которые выступают основой при разделении людей на группы по типам пространственного восприятия. В первую очередь, к таким показателям относятся:

) этническая принадлежность

) место постоянного проживания

Эти параметры уточняются и детализируются показателями второго уровня: пол, возраст, образование, профессия, прошлый опыт и степень осведомленности о воспринимаемом ландшафте и др. Для получения более или менее однозначных и объективных результатов важно, чтобы все респонденты рабочей группы обладали одним стереотипом восприятия, т. е. относились к одной социально-психологической группе. В зависимости от целей исследования работа может проводиться с несколькими группами респондентов, относящихся к разным социально-психологическим типам.

Процедура опроса заключается в предоставлении респондентам отобранных экспертами фотографий с просьбой оценить степень эстетической привлекательности запечатленных на них пейзажей.

Фотоизображения оцениваются экспертами и респондентами по пятиступенчатой шкале с использованием тех же оценочных рангов (см. Табл. 2). Затем результаты опроса сравниваются с данными, полученными при объективированной оценке, и при необходимости вносятся коррективы.

Таким образом, в первой главе рассмотрены основные определения эстетического направления географии и методика оценки эстетических ресурсов территории, для определения которой были выделены шесть основных критериев (пейзажное разнообразие, цветовая гамма, композиционное устройство, лесистость ландшафтов, наличие водных объектов и антропогенная трансформация пейзажа).

оценка пейзажный эстетический рекреационный

Перейти на страницу: 3 4 5 6 7 8 

Еще статьи по географии

Анализ социально-экономического развития региона
В последние годы увеличивается самостоятельность регионов, которые несут все большую ответственность за результаты регионального экономического развития. Социально-экономическое развитие рег ...

Системы городов в модели центральных мест
Город - особое, ни с чем несравнимое творение ума и рук человеческих. Это среда жизни всевозрастающего числа людей и место концентрации различных, делающихся все более разнообразными видов д ...

Ледники Алтая
Выбирая тему, я искала, в первую очередь, что-то интересное для себя. Ледники Алтая, на мой взгляд, работа, требующая внимания, я считаю, что она может помочь мне в дальнейшем, а так же пос ...