Экономический потенциал Арктического региона

В связи с тем, что на сегодняшний день Россия - это государство с выраженной сырьевой экспортной ориентацией, использование углеводородного потенциала Арктики становится залогом энергобезопасности страны на ближайшее будущее.

Также, оценивая экономический потенциал Арктического региона, необходимо упомянуть о борьбе стран за биологические ресурсы, добываемые в морях Северного Ледовитого Океана. Сегодня здесь производится около 15% общих объемов рыбной продукции России, а для Норвегии и Канады арктические моря - главный источник рыболовного промысла. Глобальное потепление и постоянное повышение цен на продовольствие в связи с ростом населения на Земле делают воды Арктики все более привлекательными для рыбной промышленности. В связи с этим между приарктическими странами начинается гонка не только за углеводородный потенциал арктического шельфа, но и за право освоения биологических ресурсов Арктики.

Итак, описанные выше факторы привлекательности Арктического региона условно можно поделить на 2 основные группы: 1) наличие огромного углеводородного потенциала и 2) биологических ресурсов для рыбного промысла.

Однако немаловажным фактором, побуждающим страны вовлекаться в борьбу за Арктику, является транспортный путь, соединяющий Американский, Европейский и Азиатский континенты. В целом, международное название данного транспортного коридора - Северный морской путь. Иногда его делят на 3 пути:

Северный морской коридор - от российского полярного сектора на запад;

Непосредственно Северный морской путь - самый короткий путь из Европы в Америку;

Северо-Западный морской проход - из Европы в Азию вдоль северного побережья Канады.

Северный морской путь - единая национальная транспортная коммуникация России в Арктике и кратчайший путь из Европы в Азию. Альтернативой Северному морскому пути являются транспортные артерии, проходящие через Панамский и Суэцкий каналы. Так, путь из Мурманска в Иокогаму через Суэцкий канал составляет 12840 миль, по Северному морскому пути - вдвое меньше (5767 миль). Также считается, что перевозка грузов из Северо-Восточной Азии в Европу с использованием Северного морского пути на 40% дешевле и вдвое быстрее, чем через Суэцкий и Панамский каналы.

По прогнозам специалистов, уже к 2040г. из-за глобального потепления значительная часть Северного Ледовитого океана будет свободна ото льда, а к 2050г. Северный морской путь будет открыт 100 дней в году вместо 20 дней сегодня.

Более того, Северный морской путь - это стратегически важная артерия для России, т.к. именно он обеспечивает доставку российского сырья, идущего на экспорт из арктических регионов страны в Европу.

Подробная политики российского государства в отношении развития Северного морского пути будет описана в Главе 3.

Северо-западный проход принадлежит Канаде. По мнению некоторых специалистов, первоочередной задачей для США в Арктике является даже не углеводородный потенциал арктического шельфа, а контроль над Северо-Западным проходом. Это путь из Атлантического океана в Тихий через моря Бофорта и Баффина, открывающийся в связи с глобальным потоплением вдоль побережья Аляски, Канады и Гренландии.

Более того, в связи с новой гонкой вооружений в мире, США рассматривают маршрут через Северный полюс как идеальный путь для своих подводных лодок для приближения к берегам России.

Северный морской коридор - это достаточно новый проект. Его основная цель - объединение в единую транспортную систему водных территорий, простирающихся от Великобритании и Гренландии до Норвегии и России. По мнению аналитиков, новый транспортный путь будет востребован рыбной, горнодобывающей и лесной отраслями.

Итак, мы дали оценку экономическому потенциалу Арктики, выделив при этом наличие 3 основных факторов привлекательности Арктического региона:

огромных запасов углеводородного и других видов сырья;

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Еще статьи по географии

Составление карт по картографическим и аэрокосмическим материалам
Тема «Составление карт по картографическим и аэрокосмическим материалам» весьма актуальна и интересна для рассмотрения, ведь на протяжении нескольких последних десятилетий топографическое ка ...

Население как подсистема города понятие, характеристика
Первые года на нашей планете были, конечно, не похожи на современные. Потребовались тысячелетия исторического развития, чтобы к XIX веку стали складываться контуры современной сети больших г ...

Применение математических методов в географических исследованиях
Отношение к математическим методам в географии неоднозначно у различных исследователей. Оно колеблется от восхищенно-восторженного до непроглядно-пессимистического. Первые опыты применения м ...