Повышение рождаемости - это проблема формирования ценностей

В последнее время решение демографической проблемы стало частью государственной политики. Надо рассматривать принимаемые меры, как первый шаг в направлении системной деятельности по организации эффективной демографической политики в стране на ближайшие 30, 40, 50 лет. За 5-10 лет тут ничего решить нельзя. Мы живем в депопулирующей стране - у нас рождается на 800-900 тыс. младенцев меньше, чем нужно для того, чтобы компенсировать умирающих. Так что, главная проблема - это повышение рождаемости. А она решается в течение десятилетий.

Постоянно идут споры о том, в чем именно кроется источник демографического кризиса - в экономических причинах или духовно-нравственных. Между тем, от этого во многом зависят те меры, которые следует принимать для преодоление кризиса. Когда принимаются меры, направленные на улучшение материальных условий жизни семьи, это важно и нужно. Но этого недостаточно для того, чтобы решить проблему окончательно. Экономические меры способствуют более полному удовлетворению той потребности семей в детях, которая имеется сейчас. Но в настоящее время у большинства населения имеется потребность в одном - двух детях. Третий ребенок и более сейчас мало у кого есть.

А для того, чтобы страна вышла из депопуляции, нужно, чтобы по крайней мере 50 % семей в стране были с тремя детьми. Так что должны быть изменены ценностные ориентиры в обществе на уровне государственной политики. Государственные приоритеты должны быть связаны не только с сиюминутными интересами страны, но и с преемственностью поколений, с передачей ценностей одних поколений другим.

Чтобы потребность в третьем ребенке преобладала в российском обществе, надо, чтобы проводилась работа в социо-культурном, религиозном, нравственном направлении. Эта работа должна поддерживаться СМИ и общественными организациями. Конечно же, такая работа должна вестись и по линии государственных административных учреждений.

Это очень сложная задача. Успех в мире сейчас чаще всего достигается путем манипулирования человеческим поведением с помощью рекламы или пропаганды. Но нам требуется не манипулирование, а изменение убеждений людей, чтобы они сами, без принуждения, хотели иметь семью с тремя детьми.

Таким образом, материальный и ценностный аспекты выхода из демографического кризиса взаимосвязаны. Невозможно иметь трех детей в однокомнатной квартире. Требуются отдельные комнаты для всех членов семьи, общая комната. Кроме того, нужна рабочая комната, где можно работать на компьютере, подсобные помещения. Поэтому, с точки зрения демографии, надо отказываться от многоэтажного строительства в городах.

Нужно ориентироваться на то, чтобы молодая семья могла иметь свой дом. А сейчас молодые семьи могут только лет через 30-40 накопить деньги на квартиру или дом. Это ненормальная ситуация с точки зрения демографии. Поэтому, когда ставится вопрос о формировании потребности у населения в трех детях, главный - это вопрос радикального изменения жилищного строительства. При этом и расселение должно быть другим, и жилье должно быть ориентировано на семью с детьми, и планировка этого жилья должна быть другой /3/.

Если в стране возобладает ориентация всех организаций на чрезвычайную важность демографической политики, чтобы избежать катастрофического развития событий в России в течение ближайших 30-40 лет, нам надо будет перефокусировать все сферы социальной жизни на семью с тремя детьми.

Задача эта решаемая, просто нужна переориентация на новые ценности. Трудность заключается в том, что гораздо проще давать какие-то материальные льготы, чем ориентироваться на изменение ценностей, формирование новых потребностей.

Эта задача актуальна для всех стран мира. Глобальная тенденция такова, что к 2050 году весь мир станет малодетным. А малодетность - это депопуляция. Сейчас депопулируют 20 стран, а к середине века их будет уже больше 100. Поэтому все разговоры о «перенаселенности», о демографическом «взрыве» - это отсталые разговоры. Подобная тенденция была характерна для начала-середины XX века, в связи с сокращением смертности в Азии и в Африке. XXI век - это век низкой рождаемости. Проблема повышения рождаемости - это проблема формирования ценностей, другого мировоззрения, где в центре находится семья с несколькими детьми.

По пьянству Россия находится на 13-15 месте. То есть по уровню потребления алкоголя мы не в первой десятке. Есть страны, которые пьют гораздо больше, чем Россия /1/.

Связывать проблему пьянства просто с тяжелыми условиями жизни не стоит. Это проблема социо-культурная, проблема перспектив, возможностей, личностного роста отдельных людей. Тут надо иметь в виду, что Россия постоянно переживала какие-нибудь кризисы, войны, революции, репрессии. В такой ситуации не пить, не курить очень сложно. Известно, что алкоголь снимает стресс. Этот эффект, к сожалению, эксплуатируется в нашей стране очень активно. Другие способы снятия стресса используются меньше. Поэтому надо для начала понять, что люди находят в спиртном. Просто запугивать их вредностью алкоголя не очень эффективно.

Перейти на страницу: 1 2 3

Еще статьи по географии

Особенности развития бытовой химии и лакокрасочной промышленности Красноярского края 1990-2009г.
Анализ производства не теряет свой актуальности, так как производство экономических благ позволяет удовлетворить потребности населения. Анализ ВВП показывает уровень развития страны по отнош ...

Современный образ малого города (на примере г. Рузаевка)
Актуальность исследования. Важная роль в экономической, культурной и политической жизни России принадлежит городам. Российские города представляют собой места сосредоточения людского потенци ...

Характеристика ландшафтов Кореличского района
Новогрудский район образован 15 января 1940 года и входил в состав Барановичской области, хозяйственным центром района является город Новогрудок. 15 января 1963 года город передан в ведение ...