Повышение рождаемости - это проблема формирования ценностей

В последнее время решение демографической проблемы стало частью государственной политики. Надо рассматривать принимаемые меры, как первый шаг в направлении системной деятельности по организации эффективной демографической политики в стране на ближайшие 30, 40, 50 лет. За 5-10 лет тут ничего решить нельзя. Мы живем в депопулирующей стране - у нас рождается на 800-900 тыс. младенцев меньше, чем нужно для того, чтобы компенсировать умирающих. Так что, главная проблема - это повышение рождаемости. А она решается в течение десятилетий.

Постоянно идут споры о том, в чем именно кроется источник демографического кризиса - в экономических причинах или духовно-нравственных. Между тем, от этого во многом зависят те меры, которые следует принимать для преодоление кризиса. Когда принимаются меры, направленные на улучшение материальных условий жизни семьи, это важно и нужно. Но этого недостаточно для того, чтобы решить проблему окончательно. Экономические меры способствуют более полному удовлетворению той потребности семей в детях, которая имеется сейчас. Но в настоящее время у большинства населения имеется потребность в одном - двух детях. Третий ребенок и более сейчас мало у кого есть.

А для того, чтобы страна вышла из депопуляции, нужно, чтобы по крайней мере 50 % семей в стране были с тремя детьми. Так что должны быть изменены ценностные ориентиры в обществе на уровне государственной политики. Государственные приоритеты должны быть связаны не только с сиюминутными интересами страны, но и с преемственностью поколений, с передачей ценностей одних поколений другим.

Чтобы потребность в третьем ребенке преобладала в российском обществе, надо, чтобы проводилась работа в социо-культурном, религиозном, нравственном направлении. Эта работа должна поддерживаться СМИ и общественными организациями. Конечно же, такая работа должна вестись и по линии государственных административных учреждений.

Это очень сложная задача. Успех в мире сейчас чаще всего достигается путем манипулирования человеческим поведением с помощью рекламы или пропаганды. Но нам требуется не манипулирование, а изменение убеждений людей, чтобы они сами, без принуждения, хотели иметь семью с тремя детьми.

Таким образом, материальный и ценностный аспекты выхода из демографического кризиса взаимосвязаны. Невозможно иметь трех детей в однокомнатной квартире. Требуются отдельные комнаты для всех членов семьи, общая комната. Кроме того, нужна рабочая комната, где можно работать на компьютере, подсобные помещения. Поэтому, с точки зрения демографии, надо отказываться от многоэтажного строительства в городах.

Нужно ориентироваться на то, чтобы молодая семья могла иметь свой дом. А сейчас молодые семьи могут только лет через 30-40 накопить деньги на квартиру или дом. Это ненормальная ситуация с точки зрения демографии. Поэтому, когда ставится вопрос о формировании потребности у населения в трех детях, главный - это вопрос радикального изменения жилищного строительства. При этом и расселение должно быть другим, и жилье должно быть ориентировано на семью с детьми, и планировка этого жилья должна быть другой /3/.

Если в стране возобладает ориентация всех организаций на чрезвычайную важность демографической политики, чтобы избежать катастрофического развития событий в России в течение ближайших 30-40 лет, нам надо будет перефокусировать все сферы социальной жизни на семью с тремя детьми.

Задача эта решаемая, просто нужна переориентация на новые ценности. Трудность заключается в том, что гораздо проще давать какие-то материальные льготы, чем ориентироваться на изменение ценностей, формирование новых потребностей.

Эта задача актуальна для всех стран мира. Глобальная тенденция такова, что к 2050 году весь мир станет малодетным. А малодетность - это депопуляция. Сейчас депопулируют 20 стран, а к середине века их будет уже больше 100. Поэтому все разговоры о «перенаселенности», о демографическом «взрыве» - это отсталые разговоры. Подобная тенденция была характерна для начала-середины XX века, в связи с сокращением смертности в Азии и в Африке. XXI век - это век низкой рождаемости. Проблема повышения рождаемости - это проблема формирования ценностей, другого мировоззрения, где в центре находится семья с несколькими детьми.

По пьянству Россия находится на 13-15 месте. То есть по уровню потребления алкоголя мы не в первой десятке. Есть страны, которые пьют гораздо больше, чем Россия /1/.

Связывать проблему пьянства просто с тяжелыми условиями жизни не стоит. Это проблема социо-культурная, проблема перспектив, возможностей, личностного роста отдельных людей. Тут надо иметь в виду, что Россия постоянно переживала какие-нибудь кризисы, войны, революции, репрессии. В такой ситуации не пить, не курить очень сложно. Известно, что алкоголь снимает стресс. Этот эффект, к сожалению, эксплуатируется в нашей стране очень активно. Другие способы снятия стресса используются меньше. Поэтому надо для начала понять, что люди находят в спиртном. Просто запугивать их вредностью алкоголя не очень эффективно.

Перейти на страницу: 1 2 3

Еще статьи по географии

Рекреационные ресурсы США
Развитие туристского бизнеса в условиях рынка требует наличия рекреационных ресурсов, капитала, технологии и кадров. В отличие от других отраслей экономики туристские ресурсы очень мног ...

Дальний Восток и его значение в хозяйстве страны
Дальний Восток - уникальный регион. Уникален он, прежде всего, по своим природным ресурсам, огромной территории, климатом и географическим положением. Огромные размеры района, его протяж ...

Рекреационные ресурсы Италии
Италия обладает огромным потенциалом для туризма, это и пляжи средиземноморья, большое количество горных озер, горнолыжные курорта, спортивно - оздоровительный туризм, и древнейшая архитект ...