Теория центрального места, разработанная Кристаллером (перевод на англ. язык 1966) и доработанная Лешем (перевод на англ. язык 1954), используется для прогнозирования количества, размера и границ городов в регионе. В основе теории лежит переработанный метод анализа рынка сбыта. Поскольку рынки сбыта предприятий различных отраслей неодинаковы и зависят от эффекта масштаба и спроса на душу населения, в каждой отрасли действует своя схема размещения предприятий. Теория центрального места позволяет увидеть, как схемы размещения предприятий различных отраслей сливаются и образуют региональную систему городов. Теория дает ответы на два вопроса относительно роли городов в региональной экономике:
. Сколько городов появится в будущем?
. Почему одни города больше других?
Рассмотрим регион, в котором выпускаются три потребительских товара: компакт-диски, пицца и ювелирные изделия. Регион имеет следующие характеристики:
. Плотность населения. Равномерное исходное распределение населения. Совокупная численность населения региона - 80 тыс. человек.
. Внешние эффекты в торговле. Как говорилось в главе 2, внешние эффекты в торговле обычно возникают применительно к сопутствующим товарам (закупка товаров в одном месте) и неабсолютным заменителям (сравнительные закупки). Простая модель центрального места исходит из того, что внешние эффекты в торговле отсутствуют.
. Повсеместно распространенные ресурсы. Все ресурсы продаются повсюду по одним и тем же ценам.
. Равномерный спрос. Применительно к каждому продукту спрос на душу населения одинаков по всему региону.
. Количество магазинов. Спрос надушу населения и эффект масштаба применительно к трем продуктам различаются:
А) Ювелирные изделия. Эффект масштаба достаточно большой относительно спроса на душу населения. Каждый ювелирный магазин может обслуживать около 80 тыс. человек, поэтому для региона требуется один ювелирный магазин.
Б) Компакт-диски. Эффект масштаба весьма умеренный относительно спроса на душу населения. Каждый музыкальный магазин может обслуживать около 20 тыс. человек, поэтому в регионе будут работать четыре музыкальных магазина.
В) Пицца. Эффект масштаба мал относительно спроса на душу населения. Каждая пиццерия может обслуживать около 5 тыс. человек, поэтому в регионе будут работать 16 пиццерий.
Модель центрального места - это модель рыночно-ориентированных (market-oriented) фирм, к их числу относят фирмы, в основе решений о размещении которых лежит исключительно соображение доступности для клиентов [7, с. 115]. Поскольку все факторы производства имеются повсеместно, при принятии решений о размещении фирмы игнорируют производственные издержки.
Единственный ювелирный магазин будет размещаться в центре региона. В связи с тем, что издержки производства одинаковы в любом месте (все ресурсы имеются повсюду), ювелирный магазин может снижать совокупные издержки только путем минимизации транспортных издержек. В соответствии с принципом медианного размещения транспортные издержки минимальны в среднем месте. Поскольку плотность населения равномерна, среднее место находится в центре региона.
Перейти на страницу:
1 2 3 4
Еще статьи по географии
Мурманская область и Чукотский автономный округ экономико-географическая характеристика
Мурманская
область образована 28 мая 1938 года Указом Президиума Верховного Совета СССР.
Общая площадь территории области - 1144.9 тыс.км2, население по состоянию на
01.01.97 - 1048.8 тыс.ч ...
Анализ природных ресурсов Крыма
Крым
- полуостров, который в силу своего географического расположения и орографии,
преобладанием уникальных рекреационных и бальнеологических ресурсов, своих
климатических условий, природно ...
Физико-географические особенности Крыма
Автономная Республика Крым расположена в границах нескольких
физико-географических регионов, включающих около 50 ландшафтов. На севере
полуострова лежит Крымская степная провинция, включающа ...