Путешествие Васко да Гама в Индию

Опять потянулись долгие дни плавания в тропических водах и лишь 7 апреля истомленные мореплаватели подошли к арабскому городу Момбаса, расположенному на каменистом полуострове. Наученный горьким опытом да Гама побоялся войти в гавань, и флотилия остановилась на открытом рейде.

Шейх Момбасы, вероятно, был уже предупрежден об истинном лице португальцев. Поначалу он проявил двуличие, послав в подарок овцу, апельсины, лимоны и сахарный тростник. В залог безопасности он также прислал перстень и пригласил корабли войти в гавань, однако да Гама был настороже.

На следующий день, когда корабли все же решили войти в гавань, произошло столкновение двух судов. Во время суматохи бывшие на борту арабы и взятые в Мозамбике лоцманы прыгнули за борт и скрылись. Пришедший в ярость да Гама потребовал, чтобы захваченные им у Мозамбика люди сознались в существовании против него заговора момбасцев. Он велел пытать их, капая на тело кипящее масло. Наконец, они признались, что на португальцев готовиться вероломное нападение в гавани.

Да Гама привел флотилию в состояние боевой готовности. Ночью вокруг кораблей послышались всплески. Это арабы пытались обрезать якорные канаты, многие из них успели взобраться на палубу и начали рубить снасти с бизань-мачты. Поднялась тревога, арабам пришлось отступить, и они скрылись во мраке ночи. Нужно было уходить и отсюда. Однако в ожидании попутного ветра португальцам еще двое суток пришлось стоять вблизи враждебной Момбасы. Лишь 13 апреля ветер позволил поднять паруса и покинуть негостеприимный порт.

Вскоре флотилия достигла расположенного на материки красивого города Малинди, застроенного каменными зданиями с плоскими крышами. Здесь неожиданно для себя да Гама нашел союзника в лице местного шейха, соперника правителя Момбасы.

Корабли стали на рейде. Шейх Малинди послал навстречу португальцам своего сына. Шлюпка да Гамы и арабская лодка вышли навстречу друг другу и стали рядом. Встреча была дружественной. Шейх отправили да Гаме дары - шесть овец и много пряностей.

На рейде стояли четыре корабля, пришедшие из Индии. Отсюда прямо путь в Индию становился реальностью, тяжелое плавание вокруг африканского материка приближалось к завершению. Португальцы повеселели. Перед глазами Васко да Гама маячила богатая страна.

Неделя прошла в обмене дружественными визитами, однако все эти празднества скоро надоело да Гаме, и он снова прибег к произволу. Он задержал посланника шейха и потребовал, чтобы обещанный шейхом лоцман, который должен провести флотилию через Индийский океан, был немедленно доставлен на борт.

На сей раз, португальцы получили лоцмана, лучше которого не могло и быть. Это был самый блестящий представитель арабской навигационной науки. Он был не только лоцманом-практиком, но являлся и автором множества лоций - девятнадцать его рукописей до настоящего времени хранятся во Французской национальной библиотеке в Париже. Звали его Ахмед ибн Маджид. Имя Маджида не могло быть забыто историей, ибо путь в Индию европейцам указал именно этот человек. Ахмед ибн Маджид развернул перед Васко да Гама карты западного побережья Индии с точно вымеренными азимутами, параллелями и меридианами. Он обнаружил знакомство с астролябией и другими навигационными инструментами. Все это доказывало, что навигационная наука стояла у арабов не ниже, чем у португальцев.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Еще статьи по географии

Республика Белоруссия
Республика Беларусь - это официальное название государства. Территория составляет - 207,6 тыс. км2. Население - 10 млн. человек. Столица - Минск (1,7 млн. жителей). Белоруссия - унитарное д ...

Население как подсистема города понятие, характеристика
Первые года на нашей планете были, конечно, не похожи на современные. Потребовались тысячелетия исторического развития, чтобы к XIX веку стали складываться контуры современной сети больших г ...

Лесные антропогенные ландшафты
Ландшафтоведение рассматривает вопросы происхождения, структуры и динамики ландшафтов, законы их развития и размещения и преобразование в результате хозяйственной деятельности человеческого ...